Структура команды на языке ассемблера содержит. Структуры в языке ассемблер. Оперативная память, регистры, представление данных

10.01.2023

1. Архитектура ПК……………………………………………………………5

    1.1. Регистры.

    1.1.1 Регистры общего назначения.

1.1.2. Сегментные регистры

1.1.3 Регистр флагов

1.2. Организация памяти.

1.3. Представление данных.

1.3.1 Типы данных

1.3.2 Представление символов и строк

2. Операторы программы на ассемблере ……………………………………

    1. Команды языка ассемблера

2.2. Режимы адресации и форматы машинных команд

3. Псевдооператоры ………………………………………………………….

3.1 Директивы определения данных

3.2 Структура программы на ассемблере

3.2.1 Программные сегменты. Директива assume

3.2.3 Упрощенная директива сегментации

4. Ассемблирование и компоновка программы ………………………….

5. Команды пересылки данных…………………………………………….

    5.1 Команды общего назначения

    5.2 Команды работы со стеком

5.3 Команды ввода-вывода

5.4 Команды пересылки адреса

5.5 Команды пересылки флагов

6. Арифметические команды ……………………………………………….

    6.1 Арифметические операции над целыми двоичными числами

6.1.1 Сложение и вычитание

6.1.2 Команды приращения и уменьшения приемника на единицу

6.2 Умножение и деление

6.3 Изменение знака

7. Логические операции ………………………………………………….

8. Сдвиги и циклические сдвиги …………………………………………

9. Строковые операции …………………………………………………….

10. Логика и организация программ ………………………………………

10.1 Безусловные переходы

10.2 Условные переходы

10.4 Процедуры в языке ассемблера

10.5 Прерывания INT

10.6 Системное программное обеспечение

10.6.1.1 Чтение клавиатуры.

10.6.1.2 Вывод символов на экран

10.6.1.3 Завершение программ.

10.6.2.1 Выбор режимов дисплея

11. Дисковая память ……………………………………………………………..

11.2 Таблица распределения файлов

11.3 Операции ввода-вывода на диск

11.3.1 Запись файла на диск

11.3.1.1 Данные в формате ASCIIZ

11.3.1.2 Файловый номер

11.3.1.3 Создание дискового файла

11.3.2 Чтение дискового файла

Введение

Язык ассемблера - это символическое представление машинного языка. Все процессы в персональном компьютере (ПК) на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только командами (инструкциями) машинного языка. По-настоящему решить проблемы, связанные с аппаратурой (или даже, более того, зависящие от аппаратуры как, к примеру, повышение быстродействия программы), невозможно без знания ассемблера.

Ассемблер представляет собой удобную форму команд непосредственно для компонент ПК и требует знание свойств и возможностей интегральной микросхемы, содержащей эти компоненты, а именно микропроцессора ПК. Таким образом, язык ассемблера непосредственно связан с внутренней организацией ПК. И не случайно практически все компиляторы языков высокого уровня поддерживают выход на ассемблерный уровень программирования.

Элементом подготовки программиста-профессионала обязательно является изучение ассемблера. Это связано с тем, что программирование на ассемблере требует знание архитектуры ПК, что позволяет создавать более эффективные программы на других языках и объединять их с программами на ассемблере.

В пособии рассматриваются вопросы программирования на языке ассемблера для компьютеров на базе микропрцессоров фирмы Intel.

Данное учебное пособие адресуется всем, кто интересуется архитектурой процессора и основам программирования на языке Ассемблер, в первую очередь, разработчикам программного продукта.

    Архитектура ПК.

Архитектура ЭВМ – это абстрактное представление ЭВМ, которое отражает ее структурную, схемотехническую и логическую организацию.

Все современные ЭВМ обладают некоторыми общими и индивидуальными свойствами архитектуры. Индивидуальные свойства присущи только конкретной модели компьютера.

Понятие архитектуры ЭВМ включает в себя:

    структурную схему ЭВМ;

    средства и способы доступа к элементам структурной схемы ЭВМ;

    набор и доступность регистров;

    организацию и способы адресации;

    способ представления и формат данных ЭВМ;

    набор машинных команд ЭВМ;

    форматы машинных команд;

    обработка прерываний.

Основные элементы аппаратных средств компьютера: системный блок, клавиатура, устройства отображения, дисководы, печатающие устройства (принтер) и различные средства связи. Системный блок состоит из системной платы, блока питания и ячеек расширения для дополнительных плат. На системной плате размещены микропроцессор, постоянная память (ROM), оперативная память (RAM) и сопроцессор.

      Регистры.

Внутри микропроцессора информация содержится в группе из 32 регистров (16 пользовательских, 16 системных), в той или иной мере доступных для использования программистом. Так как пособие посвящено программированию для микропроцессора 8088-i486, то логичнее всего начать эту тему с обсуждения внутренних регистров микропроцессора, доступных для пользователя.

Пользовательские регистры используются программистом для написания программ. К этим регистрам относятся:

    восемь 32-битных регистров (регистры общего назначения) EAX/AX/AH/AL, EBX/BX/BH/BL, ECX/CX/CH/CL, EDX/DX/DLH/DL, EBP/BP, ESI/SI, EDI/DI, ESP/SP;

    шесть 16 -,битовых регистров сегментов: CS,DS, SS, ES, FS,GS;

    регистры состояния и управления: регистр флагов EFLAGS/FLAGS, и регистр указателя команды EIP/IP.

Через наклонную черту приведены части одного 32-разрядного регистра. Приставка E (Extended) обозначает использование 32-разраядного регистра. Для работы с байтами используются регистры с приставками L (low) и H(high), например, AL,CH - обозначающие младший и старший байты 16-разрядных частей регистров.

        Регистры общего назначения.

EAX/AX/AH/AL(Accumulator register) –аккумулятор . Используются при умножении и делении, в операциях ввода-вывода и в некоторых операциях над строками.

EBX/BX/BH/BL – базовый регистр (base register), часто используется при адресации данных в памяти.

ECX/CX/CH/CL – счетчик (count register), используется как счетчик числа повторений цикла.

EDX/DX/DH/DL –регистр данных (data register), используется для хранения промежуточных данных. В некоторых командах использование его обязательно.

Все регистры этой группы позволяют обращаться к своим «младшим» частям. Использование для самостоятельной адресации можно только младшие 16- и 8-битовые части этих регистров. Старшие 16 бит этих регистров как самостоятельные объекты недоступны.

Для поддержки команд обработки строк, позволяющих производить последовательную обработку цепочек элементов имеющих длину 32, 16 или 8 бит используются:

ESI/SI (source index register) – индекс источника . Содержит адрес текущего элемента источника.

EDI/DI (distination index register) – индекс приемника (получателя). Содержит текущий адрес в строке приемнике.

В архитектуре микропрцессора на программно-аппаратном уровне поддерживается структура данных – стек. Для работы со стеком есть специальные команды и специальные регистры. Следует отметить, что стек заполняется в сторону меньших адресов.

ESP/SP (stack poINTer register) –регистр указателя стека . Содержит указатель вершины стека в текущем сегменте стека.

EBP/BP (base poINTer register) –регистр указателя базы стека . Предназначен для организации произвольного доступа к данным внутри стека.

1.1.2. Сегментные регистры

В программной модели микропроцессора имеются шесть сегментных регистров: CS, SS, DS, ES, GS, FS. Их существование обусловлено спецификой организации и использования оперативной памяти микропроцессорами Intel. Микропроцессор аппаратно поддерживает структурную организацию программы состоящей из сегментов. Для указания сегментов доступных в данный момент предназначены сегментные регистры. Микропроцессор поддерживает следующие типы сегментов:

    Сегмент кода. Содержит команды программы Для доступа к этому сегменту служит регистр CS (code segment register) – сегментный регистр кода . Он содержит адрес сегмента с машинными командами, к которому имеет доступ микропроцессор.

    Сегмент данных. Содержит обрабатываемые программой данные. Для доступа к этому сегменту служит регистр DS (data segment register) – сегментный регистр данных , который хранит адрес сегмента данных текущей программы.

    Сегмент стека. Этот сегмент представляет собой область памяти, называемую стеком. Микропроцессор организует стек по принципу – первый «пришел», первый «ушел». Для доступа к стеку служит регистр SS (stack segment register) – сегментный регистр стека , содержащий адрес сегмента стека.

    Дополнительный сегмент данных. Обрабатываемые данные могут находиться еще в трех дополнительных сегментах данных. По умолчанию предполагается, что данные находятся в сегменте данных. При использовании дополнительных сегментов данных их адреса требуется указать явно с помощью специальных префиксов переопределения сегментов в команде. Адреса дополнительных сегментов данных должны содержаться в регистрах ES, GS, FS (extenSIon data segment registers).

        Регистры управления и состояния

Микропроцессор содержит несколько регистров, которые содержат информацию о состоянии, как самого микропроцессора, так и программы, команды которой в данный момент загружены в конвейер. Это:

Регистр указателя команд EIP/IP;

    регистр флагов EFLAGS/FLAGS.

Используя эти регистры, можно получать информацию о результатах выполнения команд и влиять на состояние самого микропроцессора.

EIP/IP (instruction poINTer register) –указатель команд . Регистр EIP/IP имеет разрядность 32 или 16 бит и содержит смещение следующей выполняемой команды относительно содержимого сегментного регистра CS в текущем сегменте команд. Этот регистр непосредственно недоступен, но изменение его производится командами перехода.

EFLAGS/FLAGS (Flag register) – регистр флагов . Разрядность 32/16 бит. Отдельные биты данного регистра имеют определенное функциональное назначение и называются флагами. Флаг - это бит, принимающий значение 1 ("флаг установлен"), если выполнено некоторое условие, и значение 0 ("флаг сброшен") в противном случае. Младшая часть этого регистра полностью аналогична регистру FLAGS для i8086.

1.1.3 Регистр флагов

Регистр флагов является 32-разрядным, имеет имя EFLAGS (рис.1). Отдельные биты регистра имеют определенное функциональное назначение и называются флагами. Каждому из них присвоено определенное имя (ZF, CF и т.д). Младшие 16 бит EFLAGS представляют 16-разрядный регистр флагов FLAGS, используемый при выполнении программ, написанных для микропроцессора i086 и i286.

Рис.1 Регистр флагов

Некоторые флаги принято называть флагами условий; они автоматически меняются при выполнении команд и фиксируют те или иные свойства их результата (например, равен ли он нулю). Другие флаги называются флагами состояний; они меняются из программы и оказывают влияние на дальнейшее поведение процессора (например, блокируют прерывания).

Флаги условий:

CF (carry flag) - флаг переноса . Принимает значение 1, если при сложении целых чисел появилась единица переноса, не "влезающая" в разрядную сетку, или если при вычитании чисел без знака первое из них было меньше второго. В командах сдвига в CF заносится бит, вышедший за разрядную сетку. CF фиксирует также особенности команды умножения.

OF (overflow flag) - флаг переполнения . Устанавливается в 1, если при сложении или вычитании целых чисел со знаком получился результат, по модулю превосходящий допустимую величину (произошло переполнение мантиссы и она "залезла" в знаковый разряд).

ZF (zero flag) - флаг нуля . Устанавливается в 1, если результат команды оказался равным 0.

SF (SIgn flag) - флаг знака . Устанавливается в 1, если в операции над знаковыми числами получился отрицательный результат.

PF (parity flag) - флаг четности . Равен 1, если результат очередной команды содержит четное количество двоичных единиц. Учитывается обычно только при операциях ввода-вывода.

AF (auxiliary carry flag) - флаг дополнительного переноса . Фиксирует особенности выполнения операций над двоично-десятичными числами.

Флаги состояний:

DF (direction flag) - флаг направления . Устанавливает направление просмотра строк в строковых командах: при DF=0 строки просматриваются "вперед" (от начала к концу), при DF=1 - в обратном направлении.

IOPL (input/output privilege level) – уровень привилегий ввода-вывода. Используется в защищенном режиме работы микропроцессора, для контроля доступа к командам ввода-вывода, в зависимости от привилегированности задачи.

NT (nested task) – флаг вложенности задачи. Используется в защищенном режиме работы микропроцессора для фиксации того факта, что одна задача вложена в другую.

Системные флаг:

IF (INTerrupt flag) - флаг прерываний . При IF=0 процессор перестает реагировать на поступающие к нему прерывания, при IF=1 блокировка прерываний снимается.

TF (trap flag) - флаг трассировки . При TF=1 после выполнения каждой команды процессор делает прерывание (с номером 1), чем можно воспользоваться при отладке программы для ее трассировки.

RF (resume flag) – флаг возобновления . Используется при обработке прерываний от регистров отладки.

VM (virtuAL 8086 mode) – флаг виртуального 8086. 1-процессор работает в режиме виртуального 8086. 0- процессор работает в реальном или защищенном режиме.

AC (ALignment check) –флаг контроля выравнивания. Предназначен для разрешения контроля выравнивания при обращении к памяти.

      Организация памяти.

Физическая память, к которой микропроцессор имеет доступ, называется оперативной памятью (или оперативным запоминающим устройством - ОЗУ). ОЗУ представляет собой цепочку байтов, имеющих свой уникальный адрес (его номер), называемый физическим. Диапазон значений физических адресов от 0 до 4 Гбайт. Механизм управления памятью полностью аппаратный.

Микропроцессор аппаратно поддерживает несколько моделей использования оперативной памяти:

    сегментированную модель . В этой модели память для программ делится на непрерывные области памяти (сегменты), а сама программа может обращаться только к данным, которые находятся в этих сегментах;

    страничную модель . В этом случае оперативная память рассматривается как совокупность блоков фиксированного размера 4 Кбайта. Основное применение этой модели связано с организацией виртуальной памяти, что позволяет использовать для работы программ пространство памяти большее, чем объем физической памяти. Для микропроцессора Pentium размер возможной виртуальной памяти может достигать 4 Тбайта.

Использование и реализация этих моделей зависит от режима работы микропроцессора:

    Режим реальных адресов (реальный режим). Режим аналогичный работе i8086 процессора. Необходим для функционирования программ, разработанных для ранних моделей процессоров.

    Защищенный режим. В защищенном режиме появляется возможность многозадачной обработки информации, защиты памяти с помощью четырехуровнего механизма привилегий и ее страничной организации.

    Режим виртуального 8086. В этом режиме появляется возможность работы нескольких программ для i8086. При этом возможна работа программ реального режима.

Сегментация – механизм адресации, обеспечивающий существование нескольких независимых адресных пространств. Сегмент представляет собой независимый, поддерживаемый на аппаратном уровне блок памяти.

Каждая программа в общем случае может состоять из любого количества сегментов, но непосредственный доступ она имеет к трем основным: кода, данных и стека – и от одного до трех дополнительных сегментов данных. Операционная система размещает сегменты программы в оперативной памяти по определенным физическим адресам, после чего помещает значения этих адресов в соответствующие регистры. Внутри сегмента программа обращается к адресам относительно начала сегмента линейно, то есть начиная с адреса 0 и заканчивая адресом, равным размеру сегмента. Относительный адрес или смещение, который микропроцессор использует для доступа к данным внутри сегмента, называется эффективным.

Формирование физического адреса в реальном режиме

В реальном режиме диапазон изменения физического адреса от 0 до 1 Мбайт. Максимальный размер сегмента 64 Кбайт. При обращении к конкретному физическому адресу оперативной памяти определяется адрес начала сегмента и смещение внутри сегмента. Адрес начала сегмента берется из соответствующего сегментного регистра. При этом в сегментном регистре содержатся только старшие 16 бит физического адреса начала сегмента. Недостающие младшие четыре бита 20-битного адреса получаются сдвигом значения сегментного регистра влево на 4 разряда. Операция сдвига выполняется аппаратно. Полученное 20-битное значение и является настоящим физическим адресом, соответствующим началу сегмента. То есть физический адрес задается как пара "сегмент:смещение",где "сегмент" (segment) - это первые16 битов начального адресасегмента памяти, которому принадлежитячейка, а "смещение" - 16-битовый адрес этой ячейки, отсчитанный от начала данного сегмента памяти (величина 16*сегмент+смещение дает абсолютный адрес ячейки). Если, например, в регистре CS хранится величина 1234h, тогда адресная пара 1234h:507h определяет абсолютный адрес, равный 16*1234h+507h =12340h+507h = 12847h. Такая пара записывается в виде двойного слова, причем (как и для чисел) в "перевернутом" виде: в первом слове размещается смещение, а вовтором - сегмент, причем каждое из этих словв свою очередь представлено в "перевернутом"виде. Например, пара 1234h:5678h будет записана так:| 78 | 56| 34 | 12|.

Данный механизм образования физического адреса позволяет сделать программное обеспечение перемещаемым, то есть не зависящим от конкретных адресов загрузки его в оперативной памяти.

Для того чтобы машина могла выполнить команды человека на аппаратном уровне, необходимо задать определенную последовательность действий на языке «ноликов и единиц». Помощником в этом деле станет Ассемблер. Это утилита, которая работает с переводом команд на машинный язык. Однако написание программы - весьма трудоемкий и сложный процесс. Данный язык не предназначен для создания легких и простых действий. На данный момент любой используемый язык программирования (Ассемблер работает прекрасно) позволяет написать специальные эффективные задачи, которые сильно влияют на работу аппаратной части. Основным предназначением является создание микрокоманд и небольших кодов. Данный язык дает больше возможностей, чем, например, Паскаль или С.

Краткое описание языков Ассемблера

Все языки программирования разделяются по уровням: низкий и высокий. Любой из синтаксической системы «семейки» Ассемблера отличается тем, что объединяет сразу некоторые достоинства наиболее распространенных и современных языков. С другими их роднит и то, что в полной мере можно использовать систему компьютера.

Отличительной особенностью компилятора является простота в использовании. Этим он отличается от тех, которые работают лишь с высокими уровнями. Если взять во внимание любой такой язык программирования, Ассемблер функционирует вдвое быстрее и лучше. Для того чтобы написать в нем легкую программу, не понадобится слишком много времени.

Кратко о структуре языка

Если говорить в общем о работе и структуре функционирования языка, можно точно сказать, что его команды полностью соответствуют командам процессора. То есть Ассемблер использует мнемокоды, наиболее удобные человеку для записи.

В отличие от других языков программирования, Ассемблер использует вместо адресов для записи ячеек памяти определенные метки. Они с процессом выполнения кода переводятся в так называемые директивы. Это относительные адреса, которые не влияют на работу процессора (не переводятся в машинный язык), а необходимы для распознавания самой средой программирования.

Для каждой линейки процессора существует своя При таком раскладе правильным будет любой процесс, в том числе и переведенный

Язык Ассемблера имеет несколько синтаксисов, которые будут рассмотрены в статье.

Плюсы языка

Наиболее важным и удобным приспособлением языка Ассемблера станет то, что на нем можно написать любую программу для процессора, которая будет весьма компактной. Если код оказывается огромным, то некоторые процессы перенаправляет в оперативную память. При этом они все выполняют достаточно быстро и без сбоев, если конечно, ими управляет квалифицированный программист.

Драйвера, операционные системы, BIOS, компиляторы, интерпретаторы и т. д. - это все программа на языке Ассемблера.

При использовании дизассемблера, который совершает перевод из машинного в можно запросто понять, как работает та или иная системная задача, даже если к ней нет пояснений. Однако такое возможно лишь в том случае, если программы легкие. К сожалению, в нетривиальных кодах разобраться достаточно сложно.

Минусы языка

К сожалению, начинающим программистам (и зачастую профессионалам) трудно разобрать язык. Ассемблер требует подробного описания необходимой команды. Из-за того, что нужно использовать машинные команды, растет вероятность ошибочных действий и сложность выполнения.

Для того чтобы написать даже самую простую программу, программист должен быть квалифицированным, а его уровень знаний достаточно высоким. Средний специалист, к сожалению, зачастую пишет плохие коды.

Если платформа, для которой создается программа, обновляется, то все команды необходимо переписывать вручную - этого требует сам язык. Ассемблер не поддерживает функцию автоматического регулирования работоспособности процессов и замену каких-либо элементов.

Команды языка

Как уже было сказано выше, для каждого процессора имеется свой набор команд. Простейшими элементами, которые распознаются любыми типами, являются следующие коды:


Использование директив

Программирование микроконтроллеров на языке (Ассемблер это позволяет и прекрасно справляется с функционированием) самого низкого уровня в большинстве случаев заканчивается удачно. Лучше всего использовать процессоры с ограниченным ресурсом. Для 32-разрядной техники данный язык подходит отлично. Часто в кодах можно заметить директивы. Что же это? И для чего используется?

Для начала необходимо сделать акцент на том, что директивы не переводятся в машинный язык. Они регулируют выполнение работы компилятором. В отличие от команд, эти параметры, имея различные функции, отличаются не благодаря разным процессорам, а за счет другого транслятора. Среди основных директив можно выделить следующие:


Происхождение названия

Благодаря чему получил название язык - "Ассемблер"? Речь идет о трансляторе и компиляторе, которые и производят зашифровку данных. С английского Assembler означает не что иное, как сборщик. Программа не была собрана вручную, была использована автоматическая структура. Более того, на данный момент уже у пользователей и специалистов стерлась разница между терминами. Часто Ассемблером называют языки программирования, хотя это всего лишь утилита.

Из-за общепринятого собирательного названия у некоторых возникает ошибочное решение, что существует единый язык низкого уровня (или же стандартные нормы для него). Чтобы программист понял, о какой структуре идет речь, необходимо уточнять, для какой платформы используется тот или иной язык Ассемблера.

Макросредства

Языки Ассемблера, которые созданы относительно недавно, имеют макросредства. Они облегчают как написание, так и выполнение программы. Благодаря их наличию, транслятор выполняет написанный код в разы быстрее. При создании условного выбора можно написать огромный блок команд, а проще воспользоваться макросредствами. Они позволят быстро переключаться между действиями, в случае выполнения условия или невыполнения.

При использовании директив макроязыка программист получает макросы Ассемблера. Иногда он может широко использоваться, а иногда его функциональные особенности снижаются до одной команды. Их наличие в коде облегчает работу с ним, делает его более понятным и наглядным. Однако следует все равно быть внимательным - в некоторых случаях макросы, наоборот, ухудшают ситуацию.

Введение.

Язык, на котором написана исходная программа, называется вход-ным языком, а язык, на который она переводится для исполнения процессо-ром, - выходным языком. Процесс преобразования входного языка в выходной язык называется трансляцией. Так как процессоры способны выполнять програм-мы на машинном языке двоичных кодов, который не используется для програм-мирования, то необходима трансляция всех исходных программ. Известны два способа трансляции: компиляция и интерпретация.

При компиляции исходная программа сначала полностью переводится в экви-валентную программу на выходном языке, называемую объектной программой, а затем выполняется. Этот процесс реализуется с помощью специальной про-граммы, называемой компилятором. Компилятор, для которого входной язык яв-ляется символической формой представления машинного (выходного) языка дво-ичных кодов, называется ассемблером.

При интерпретации каждая строка текста исходной программы анализируется (интерпретируется) и указанная в ней команда сразу выполняется. Реализация такого способа возлагается на программу–интерпретатор. Интерпретация занима-ет длительное время. Для повышения ее эффективности вместо обработки каждой строки интерпретатор предварительно осуществляет преобразование всех ко-мандных строк в символы (

). Сформированная последовательность симво-лов используется для выполнения возложенных на исходную программу функций.

Рассматриваемый ниже язык ассемблера реализуется с помощью компиляции.

Особенности языка.

Основные особенности ассемблера:

● вместо двоичных кодов в языке используются символьные имена - мнемо-ника. Например, для команды сложения (

) используется мнемоника

Вычитания (

умножения (

Деления (

и т. д. Символьные имена используются и для адресации ячеек памяти. Для программирования на языке ассемблера вместо двоичных кодов и адре-сов нужно знать только символические названия, которые ассемблер транс-лирует в двоичные коды;

каждое высказывание соответствует одной машинной команде (коду), т. е. су-ществует взаимно однозначное соответствие между машинными командами и операторами в программе на языке ассемблера;

● язык обеспечивает доступ ко всем объектам и командам. Языки высокого уровня такой способностью не обладают. Например, язык ассемблера позво-ляет выполнить проверку бита регистра флагов, а язык высокого уровня (на-пример,

) такой способностью не обладает. Отметим, что языки для сис-темного программирования (например, С) часто занимают промежуточное положение. С точки зрения возможностей доступа они ближе к языку ассемб-лера, однако обладают синтаксисом языка высокого уровня;

● язык ассемблера не является универсальным языком. Для каждой определен-ной группы микропроцессоров имеется свой ассемблер. Языки высокого уровня лишены этого недостатка.

В отличие от языков высокого уровня написание и отладка программы на язы-ке ассемблера занимает много времени. Несмотря на это, язык ассемблера по-лучил широкое распространение в силу следующих обстоятельств:

● составленная на языке ассемблера программа имеет значительно меньшие размеры и работает гораздо быстрее, чем программа, написанная на языке высокого уровня. Для некоторых приложений эти показатели играют перво-степенную роль, например, многие системные программы (в том числе ком-пиляторы), программы в кредитных карточках, сотовых телефонах, драйверах устройств и др.;

● некоторым процедурам требуется полный доступ к аппаратному обеспече-нию, что обычно невозможно осуществить на языке высокого уровня. К этому случаю относятся прерывания и обработчики прерываний в операционных системах, а также контроллеры устройств во встроенных системах, работа-ющих в режиме реального времени.

В большинстве программ лишь небольшой процент всего кода отвечает за большой процент времени выполнения программы. Обычно 1% программы отве-чает за 50% времени выполнения, а 10% программы отвечает за 90% времени выполнения. Поэтому для написания конкретной программы в реальных ус-ловиях используется как ассемблер, так и один из языков высокого уровня.

Формат оператора в языке ассемблера.

Программа на языке ассемблера представляет собой список команд (высказываний, предложений), каждая из кото-рых занимает отдельную строку и содержит четыре поля: поле метки, поле опера-ции, поле операндов и поле комментариев. Для каждого поля отводится отдель-ная колонка.

Поле метки.

Для поля метки отводится колонка 1. Метка является символи-ческим именем, или идентификатором, адреса памяти. Она необходима для того, чтобы можно было:

● совершить условный или безусловный переход к команде;

● получить доступ к месту, где хранятся данные.

Такие высказывания снабжаются меткой. Для обозначения имени используют-ся (прописные) буквы английского алфавита и цифры. В начале имени должна стоять буква, в конце - разделитель в виде двоеточия. Метку с двоеточием мож-но писать на отдельной строке, а код операции - на следующей строке в колонке 2, что упрощает работу компилятора. Отсутствие двоеточия не поз-воляет отличить метку от кода операции, если они расположены на отдельных строках.

В некоторых версиях языка ассемблера двоеточия ставятся только после ме-ток команд, но не после меток данных, а длина метки может быть ограничена 6 или 8 символами.

В поле метки не должно встречаться одинаковых имен, так как метка ассоции-руется с адресами команд. Если в процессе выполнения программы отсутствует необходимость вызова команды или данных из памяти, то поле метки остается пустым.

Поле кода операции.

Это поле содержит мнемокод команды или псевдо-команды (см. ниже). Мнемокод команд выбирается разработчиками языка. В язы-ке ассемблера

для загрузки регистра из памяти выбрана мнемоника

), а для сохранения содержимого регистра в памяти - мнемоника

). В языках ассемблера

для обеих операций можно ис-пользовать одно имя, соответственно

Если выбор названий мнемо-ник может быть произвольным, то необходимость использования двух машинных команд обусловлено архитектурой процессоров

Мнемоника регистров также зависит от версии ассемблера (табл. 5.2.1).

Поле операнда.

Здесь располагается дополнительная информация, необ-ходимая для выполнения операции. В поле операндов для команд перехода ука-зан адрес, куда нужно совершить переход, а также заданы адреса и регистры, ко-торые являются операндами для машинной команды. В качестве примера приве-дем операнды, которые могут быть использованы для 8–разрядных процессоров

● числовые данные,

представленные в различных системах счисления. Для обозначения используемой системы счисления за константой следует одна из латинских букв: В,

Соответственно двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, десятичная системы счисления (

можно не записывать). Если первой цифрой шестнадцатеричного числа являются А, В, С,

То впереди добавляется незначащий 0 (нуль);

● коды внутренних регистров микропроцессора и ячейки памяти

М (источников или приемников информации) в виде букв А, В, С,

М или их адреса в любой системе счисления (например, 10В - адрес регистра

в двоичной системе);

● идентификаторы,

для регистровых пар ВС,

Первые буквы В,

Н; для пары аккумулятора и регистра признаков -

; для счетчика команд -

;для указателя стека -

● метки, указывающие адреса операндов или следующих команд в условных

(при выполнении условия) и безусловных переходах. Например, операнд М1 в команде

означает необходимость безусловного перехода к коман-де, адрес которой в поле метки отмечен идентификатором М1;

● выражения,

которые строятся путем связывания рассмотренных выше данных с помощью арифметических и логических операторов. Отметим, что способ резервирования пространства для данных зависит от версии языка. Разработчики языка ассемблера для

Определить слово), а позднее ввели альтернативный вариант.

который с самого начала был в языке для процессоров

В версии языка

используется

Определить константу).

Процессоры обрабатывают операнды разной длины. Для ее определения раз-работчики ассемблера приняли разные решения, например:

II регистры разной длины имеют разные названия: ЕАХ - для раз-мещения 32–битных операндов (тип

); АХ - для 16–битных (тип

и АН - для 8–битных (тип

● для процессоров

к каждому коду операции прибавляются суффиксы: суффикс

Для типа

; суффикс «.В» для типа

для операндов разной длины используются разные коды операций, например, для загрузки байта, полуслова (

) и слова в 64–битный ре-гистр используются коды операций

соответственно.

Поле комментариев.

В этом поле приводятся пояснения о действиях про-граммы. Комментарии не влияют на работу программы и предназначены человеку. Они могут понадобиться для модификации программы, которая без таких ком-ментариев может быть совершенно непонятна даже опытным программистам. Комментарий начинается с символа и используется для пояснения и документи-рования программ. Начальным символом комментария могут служить:

● точка с запятой (;) в языках для процессоров фирмы

● восклицательный знак (!) в языках для

Каждая отдельная строка, отведенная под комментарий, предваряется начальным символом.

Псевдокоманды (директивы).

В языке ассемблера можно выделить два ос-новных вида команд:

базовые команды, являющиеся эквивалентом машинного кода процессора. Эти команды выполняют всю предусмотренную программой обработку;

псевдокоманды, или директивы, предназначенные для обслуживания процес-са трансляции программы на язык кодовых комбинаций. В качестве примера в табл. 5.2.2 приведены некоторые псевдокоманды из ас-семблера

для семейства

.

При программировании встречаются ситуации, когда согласно ал-горитму одну и ту же цепочку команд необходимо многократно повторить. Для выхода из этой ситуации можно:

● писать нужную последовательность команд всякий раз, когда она встречается. Такой подход приводит к увеличению объема программы;

● оформить эту последовательность в процедуру (подпрограмму) и вызывать ее при необходимости. Такой выход имеет свои недостатки: каждый раз при-дется выполнять специальную команду вызова процедуры и команду возврата, что при короткой и часто используемой последовательности может сильно снизить скорость работы программы.

Наиболее простой и эффективный способ многократного повторения цепочки команд состоит в использовании макроса, который можно представить как псевдо-команду, предназначенную для повторной трансляции часто встречающейся в про-грамме группы команд.

Макрос, или макрокоманда, характеризуется тремя аспектами: макроопреде-лением, макрообращением и макрорасширением.

Макроопределение

Это обозначение многократно повторяемой последова-тельности команд программы, используемое для ссылок в тексте программы.

Макроопределение имеет следующую структуру:

Список выражений; Макроопределение

В приведенной структуре макроопределения можно выделить три части:

● заголовок

макроса, включающий в себя имя

Псевдокоманду

и набор параметров;

● отмеченное точками тело макроса;

● команда

окончания

макроопределения.

Набор параметров макроопределения содержит перечень всех параметров, приведенных в поле операнда для выбранной группы команд. Если эти парамет-ры приведены в программе ранее, то их в заголовке макроопределения можно не указывать.

Для повторного ассемблирования выбранной группы команд используется об-ращение, состоящее из имени

макрокоманды и перечня параметров с дру-гими значениями.

Когда в процессе компиляции ассемблер встречает макроопределение, он со-храняет его в таблице макроопределений. При последующих появлениях в про-грамме имени (

) макроса ассемблер замещает его телом макроса.

Использование имени макроса в качестве кода операции называется макро–обращением (макровызовом), а его замещение телом макроса - макрорасши-рением.

Если программу представить как последовательность символов (букв, цифр, пробелов, знаков пунктуации и возврата каретки для перехода на новую строку), то макрорасширение состоит в замене одних цепочек из этой последовательно-сти другими цепочками.

Макрорасширение происходит во время процесса ассемблирования, а не во время выполнения программы. Способы манипулирования цепочками символов возлагается на макросредства.

Процесс ассемблирования осуществляется в два прохода:

● на первом проходе сохраняются все макроопределения, а макровызовы расширяются. При этом исходная программа считывается и преобразуется в программу, в которой удалены все макроопределения, а каждый макро-вызов замещен телом макроса;

● на втором проходе обрабатывается полученная программа без макросов.

Макросы с параметрами.

Для работы с повторяющимися последовательно-стями команд, параметры которых могут принимать различные значения, преду-смотрены макроопределения:

● с фактическими параметрами, которые помещаются в поле операндов макро-обращения;

● с формальными параметрами. В процессе расширения макроса каждый фор-мальный параметр, появляющийся в теле макроса, замещается соответству-ющим фактическим параметром.

использования макросов с параметрами.

В программе 1 приведено две похожих последовательности команд, отличающихся тем, что пер-вая из них меняет местами Р и

А вторая

В программе 2 включен макрос с двумя формальными параметрами Р1 и Р2. Во время расшире-ния макроса каждый символ Р1 внутри тела макроса замещается первым фактическим параметром (Р,

), а символ Р2 замещается вторым фактическим параметром (

) из программы № 1. В макровызо-ве

программы 2 обозначено: Р,

Первый фактический параметр,

Второй фактический параметр.

Программа 1

Программа 2

MOV EBX,Q MOV EAX,Pl

MOV Q,EAX MOV EBX,P2

MOV P,EBX MOV P2,EAX

Расширенные возможности.

Рассмотрим некоторые расширенные возмож-ности языка

Если макрос, содержащий команду условного перехода и метку, к которой со-вершается переход, вызывается два и более раз, то метка будет дублироваться (проблема дублирование меток), что вызовет ошибку. Поэтому при каждом вызове в качестве параметра приписывается (программистом) отдельная метка. В языке

метка объявляется локальной (

) и благодаря расширенным возмож-ностям ассемблер автоматически порождает другую метку при каждом расширении макроса.

позволяет определять макросы внутри других макросов. Такая расширенная возможность весьма полезна в сочетании с условной компоновкой программы. Рассмотрим

IF WORDSIZE GT 16 M2 MACRO

Макрос М2 может быть определен в обеих частях оператора

Однако опре-деление зависит от того, на каком процессоре ассемблируется программа: на 16–битном или на 32–битном. Если М1 не вызывается, то макрос М2 вообще не будет определен.

Еще одна расширенная возможность состоит в том, что макросы могут вызы-вать другие макросы, в том числе самих себя - рекурсивный вызов. В последнем случае, чтобы не получился бесконечный цикл, макрос должен передавать само-му себе параметр, который изменяется при каждом расширении, а также про-верять этот параметр и завершать рекурсию, когда параметр достигает определенного значения.

Об использовании макросредств в ассемблере.

При использовании мак-росов ассемблер должен уметь выполнять две функции: сохранять макроопреде-ления и расширять макровызовы.

Сохранение макроопределений.

Все имена макросов хранятся в таб-лице. Каждое имя сопровождается указателем на соответствующий макрос, что-бы в случае необходимости его можно было вызвать. Одни ассемблеры имеют отдельную таблицу для имен макросов, другие - общую таблицу, в которой наря-ду с именами макросов находятся все машинные команды и директивы.

При встрече с макросом в процессе ассемблирования создается:

новый элемент таблицы с именем макроса, числом параметров и указателем на другую таблицу макроопределений, где будет храниться тело макроса;

● список формальных параметров.

Затем считывается и сохраняется в таблице макроопределений тело макроса, представляющее собой просто цепочку символов. Формальные параметры, встречающиеся в теле цикла, помечаются специальным символом.

Внутреннее представление макроса

из приведенного выше примера для программы 2 (стр. 244) имеет вид:

MOV EAX,&P1; MOV EBX,&P2; MOV &P2EAX;MOV &

где в качестве символа возврата каретки используется точка с запятой, а в каче-стве символа формального параметра - амперсант &.

Расширение макровызовов.

Всякий раз, когда при ассемблировании встречается макроопределение, оно сохраняется в таблице макросов. При вызове макроса ассемблер временно приостанавливает чтение входных данных из вход-ного устройства и начинает считывать сохраненное тело макроса. Извлеченные из тела макроса формальные параметры замещаются фактическими параметра-ми и предоставляются вызовом. Амперсант & перед параметрами позволяет ас-семблеру распознать их.

Несмотря на то, что существует много версий ассемблера, процессы ассемб-лирования имеют общие черты и во многом сходны. Ниже рассматривается рабо-та двухпроходного ассемблера.

Двухпроходной ассемблер.

Программа состоит из ряда операторов. Поэто-му, казалось бы, что при ассемблировании можно использовать следующую по-следовательность действий:

● транслировать его на машинный язык;

● перенести полученный машинный код в файл, а соответствующую часть лис-тинга - в другой файл;

● повторять перечисленные процедуры до тех пор, пока вся программа не бу-дет оттранслирована.

Однако такой подход не является эффективным. Примером может служить так называемая проблема опережающей ссылки. Если первым оператором является переход к оператору Р, расположенному в самом конце программы, то ассемблер не может транслировать его. Он сначала должен определить адрес оператора Р, а для этого необходимо прочитать всю программу. Каждое полное прочтение исходной программы называется проходом. Покажем, как можно решить пробле-му опережающей ссылки с использованием двух проходов:

на первом проходе следует собрать и сохранить в таблице все определения символов (в том числе меток), а на втором проходе - выполнить чтение и ас-семблирование каждого оператора. Такой способ относительно прост, однако второй проход по исходной программе требует дополнительных временных затрат на операции ввода–вывода;

● на первом проходе следует преобразовать программу в промежуточную фор-му и сохранить ее в таблице, а второй проход выполнить не по исходной про-грамме, а по таблице. Такой способ ассемблирования позволяет сэкономить время, так как на втором проходе не выполняются операции ввода–вывода.

Первый проход.

Цель первого прохода - построить таблицу символов. Как отмечалось выше, еще одной задачей первого прохода является сохранение всех макроопределений и расширение вызовов по мере их появления. Следовательно, в одном проходе происходит и определение символов, и расширение макросов. Символом может быть либо метка, либо значение, которому с помощью директи-вы приписывается определенное имя:

;Значение - размер буфера

Придавая значения символьным именам в поле метки команд, ассемблер по сути дела задает адреса, которые будет иметь каждая команда во время выпол-нения программы. Для этого ассемблер во время процесса ассемблирования со-храняет счетчик адреса команд (

) как специаль-ную переменную. В начале первого прохода значение специальной переменной устанавливается на 0 и увеличивается после каждой обработанной команды на длину этой команды. В качестве примера в табл. 5.2.3 приведен фрагмент про-граммы с указанием длины команд и значений счетчика. При первом проходе формируются таблицы символьных имен, директив и кодов операций, а при необ-ходимости литеральная таблица. Литерал - это константа, для которой ассемб-лер автоматически резервирует память. Сразу же отметим, что современные процессоры содержат команды с непосредственными адресами, поэтому их ас-семблеры не поддерживают литералы.

Таблица символьных имен

содержит один элемент для каждого имени (табл. 5.2.4). В каждом элементе таблицы символьных имен содержится само имя (или указатель на него), его численное значение и иногда некоторая дополни-тельная информация, которая может включать:

● длину поля данных, связанного с символом;

● биты перераспределения памяти (которые показывают, изменяется ли зна-чение символа, если программа загружается не в том адресе, в котором предполагал ассемблер);

● сведения о том, можно ли получить доступ к символу извне процедуры.

Символьные имена являются метками. Они могут быть заданы с помощью операторов (например,

Таблица директив.

В этой таблице приводятся все директивы, или псевдо-команды, которые встречаются при ассемблировании программы.

Таблица кодов операций.

Для каждого кода операции в таблице преду-смотрены отдельные графы: обозначение кода операции, операнд 1, операнд 2, 16–ричное значение кода операции, длина команды и тип команды (табл. 5.2.5). Коды операций делятся на группы в зависимости от числа и вида операндов. Тип команды определяет номер группы и задает процедуру, которая вызывается для обработки всех команд данной группы.

Второй проход.

Цель второго прохода - создание объектной программы и распечатка при необходимости протокола ассемблирования; вывод информации, необходимой компоновщику для связывания процедур, которые ассемблирова-лись в разное время, в один выполняемый файл.

При втором проходе (как и при первом) строки, содержащие операторы, считываются и обрабатываются одна за другой. Исходный оператор и полученный из него в шестнадцатеричной системе выходной объектный код можно напечатать или поместить в буфер для последующей распечатки. После переустановки счет-чика адреса команды вызывается следующий оператор.

Исходная программа может содержать ошибки, например:

приведенный символ не определен или определен более одного раза;

● код операции представлен недопустимым именем (из–за опечатки), не снабжен достаточным количеством операндов или имеет слишком много операндов;

● отсутствует оператор

Некоторые ассемблеры могут выявить неопределенный символ и заменить его. Однако в большинстве случаев при обнаружении оператора с ошибкой ассемблер выводит сообщение об ошибке на экран и пытается продолжить процесс ассемб-лирования.

Статьи посвященной языку ассемблер.

Тема 2.5 Основы программирования процессора

С увеличением длины программы все труднее становится запомнить коды различных операций. Некоторую помощь в этом отношении оказывают мнемонические обозначения.

Язык символического кодирования команд называется ассемблером .

Язык ассемблер – это язык, в котором каждое высказывание соответствует ровно одной машинной команде.

Ассемблированием называется преобразование программы с языка ассемблера, т. е. подготовка программы на машинном языке путем замены символических имен операций на машинные коды, а символических адресов – на абсолютные или относительные номера, а также включение библиотечных программ и генерация последовательностей символических команд путем указания конкретных параметров в микрокомандах. Данная программа обычно размещается в ПЗУ или вводится в ОЗУ с некоторого внешнего носителя.

Язык ассемблер имеет несколько особенностей, отличающих его от языков высокого уровня:

1. Это взаимно однозначное соответствие между высказываниями языка ассемблера и машинными командами.

2. Программист на языке ассемблера имеет доступ ко всем объектам и командам, присутствующим на целевой машине.

Представление об основах программирования на машинно-ориентированных языках полезно для:



Лучшего понимания архитектуры ПК и более грамотного использования компьютеров;

Для разработки более рациональных структур алгоритмов программ решения прикладных задач;

Возможности просмотра и корректировки исполняемых программ с расширением.exe и.com, компилированных с любых языков высокого уровня, в случае утраты исходных программ (вызвав указанные программы в отладчик программы DEBUG и декомпилировав их отображение на языке ассемблера);

Составления программ решения наиболее ответственных задач (программа, составленная на машинно-ориентированном языке, обычно эффективнее – короче и быстрее процентов на 30-60 программ, полученных в результате трансляции с языков высокого уровня)

Для реализации процедур, включаемых в основную программу в виде отдельных фрагментов в том случае, если они не могут быть реализованы ни на используемом языке высокого уровня, ни с использованием служебных процедур ОС.

Программа на языке ассемблера может работать только на ЭВМ одного семейства, а программа, написанная на языке высокого уровня, потенциально может работать на разных машинах.

Алфавит языка ассемблера составляют символы ASCII.

Числа только целые. Различают:

Двоичные числа, заканчиваются буквой В;

Десятичные числа, заканчиваются буквой D;

Шестнадцатеричные числа, заканчиваются буквой Н.

Оперативная память, регистры, представление данных

Для определённой серии МП используется индивидуальный язык составления программ – язык ассемблер.

Язык ассемблер занимает промежуточное положение между машинными кодами и языками высокого уровня. Программировать на этом языке проще. Программа на языке ассемблер более рационально использует возможности конкретной машины (точнее МП), чем программа на языке высокого уровня (который более прост для программиста, чем ассемблер). Основные принципы программирования на машинно-ориентированных языках рассмотрим на примере языка ассемблер для МП КР580ВМ80. Для программирования на языке используется общая методика. Конкретные же технические приемы записи программ связаны с особенностями архитектуры и системы команд целевого МП.

Программная модель микропроцессорной системы на основе МП КР580ВМ80

Программная модель МПС в соответствии с рисунком 1

МП Порты Память

S Z AC P C

Рисунок 1

С точки зрения программиста МП КР580ВМ80 имеет следующие программно-доступные регистры.

А – 8-битовый регистр аккумулятор. Является главным регистром МП. Любая операция, выполняемая в АЛУ, предполагает размещение одного из операндов, подлежащих обработке, в аккумуляторе. Результат операции в АЛУ тоже обычно хранится в А.

B, C, D, E, H, L – 8-битовые регистры общего назначения (РОН). Внутренняя память МП. Предназначены для хранения обрабатываемой информации, а также результатов операции. При обработке 16-разрядных слов из регистров образуют пары BC, DE, HL, причем сдвоенный регистр называется первой буквой – B, D, H. В регистровой паре старшим является первый регистр. Особым свойством обладают регистры H, L, используемые как для хранения данных, так и для хранения 16-разрядных адресов ячеек ОЗУ.

FL – регистр флагов (регистр признаков) 8-битовый регистр, в котором сохраняются пять признаков результата выполнения арифметических и логических операций в МП. Формат FL в соответствии с рисунком

Разряд С (CY - carry) - перенос, устанавливается в 1, если был перенос из старшего разряда байта при выполнении арифметических операций.

Разряд Р (parity) – четность, устанавливается в 1, если число единиц в разрядах результата четно.

Разряд АС – дополнительный перенос, предназначен для хранения значения переноса из младшей тетрады результата.

Разряд Z (нуль) – устанавливается в 1, если результат операции равен 0.

Разряд S (знак) – устанавливается в 1, если результат отрицательный, и в 0, если результат положительный.

SP –- указатель стека, 16-разрядный регистр, предназначен для хранения адреса ячейки памяти, куда был записан последний введенный в стек байт.

РС – программный счетчик (счетчик команд), 16-разрядный регистр, предназначен для хранения адреса следующей выполняемой команды. Содержимое счетчика команд автоматически увеличивается на 1 сразу же после выборки очередного байта команды.

В начальной области памяти адреса 0000Н – 07FF располагается управляющая программа и демонстрационные программы. Это область ПЗУ.

0800 – 0АFF - область адресов для записи исследуемых программ. (ОЗУ).

0В00 – 0ВВ0 - область адресов для записи данных. (ОЗУ).

0ВВ0 – начальный адрес стека. (ОЗУ).

Стек – специально организованная область ОЗУ, предназначенная для временного хранения данных или адресов. Число, записанное в стек последним, извлекается из него первым. Указатель стека хранит адрес последней ячейки стека, в которой записана информация. При вызове подпрограммы в стеке автоматически сохраняется адрес возврата в основную программу. Как правило, в начале каждой подпрограммы сохраняются в стеке содержимое всех задействованных при ее выполнении регистров, а в конце подпрограммы восстанавливают их из стека.

Формат данных и структура команд языка ассемблер

Память МП КР580ВМ80 представляет собой массив 8-ьитных слов, называемых байтами, Каждый байт имеет свой 16-разрядный адрес, определяющий его положение в последовательности ячеек памяти. МП может адресовать 65536 байт памяти, которая может содержать как в ПЗУ, так и в ОЗУ.

Формат данных

Данные хранятся в памяти в виде 8-битных слов:

D7 D6 D5 D4 D3 D2 D1 D0

Младшим битом является бит 0, старшим – бит 7.

Команда характеризуется форматом, т. е. числом отведенных для нее разрядов, которые разделены побайтно на определенные функциональные поля.

Формат команд

Команды МП КР580ВМ80 имеют одно, двух или трехбайтный формат. Многобайтные команды должны быть размещены в соседних ЯП. Формат команды зависит от особенностей выполняемой операции.

Первый байт команды содержит код операции, записанный в мнемоническом виде.

Он определяет формат команды и те действия, которые должны быть выполнены МП над данными в процессе ее выполнения, и способ адресации, а также может содержать информацию о нахождении данных.

Во втором и третьем байтах могут находиться данные, над которыми производятся операции, или адреса, указывающие местонахождение данных. Данные, над которыми производятся действия, называются операндами.

Формат однобайтовой команды в соответствии с рисунком 2

Рисунок 4

В командах на языке ассемблера код операции имеет сокращённую форму записи английских слов – мнемоническое обозначение. Мнемоника (от греческого mnemonic – искусство запоминания) позволяет легче запомнить команды по их функциональному назначению.

Перед исполнением исходная программа переводится с помощью программы трансляции, называемой ассемблером, на язык кодовых комбинаций – машинный язык, в таком виде размещается в памяти МП и далее используется при выполнении команды.


Методы адресации

Все коды операндов (входные и выходные) должны где-то располагаться. Они могут находиться во внутренних регистрах МП (наиболее удобный и быстрый вариант). Они могут располагаться в системной памяти (самый распространенный вариант). Наконец, они могут находиться в устройствах ввода-вывода (наиболее редкий случай). Определение места положения операндов производится кодом команды. Существуют разные методы, с помощью которых код команды может определить, откуда брать входной операнд и куда помещать выходной операнд. Эти методы называются методами адресации.

Для МП КР580ВМ80 существуют следующие методы адресации:

Непосредственная;

Регистровая;

Косвенная;

Стековая.

Непосредственная адресация предполагает, что операнд (входной) находится в памяти непосредственно за кодом команды. Операнд обычно представляет собой константу, которую надо куда-то переслать, к чему-то прибавить и т. д. данные содержатся во втором или во втором и третьем байтах команды, причем младший байт данных находится во втором байте команды, а старший – в третьем байте команды.

Прямая (она же абсолютная) адресация предполагает, что операнд (входной или выходной) находится в памяти по адресу, код которого находится внутри программы сразу же за кодом команды. Используется в трехбайтовых командах.

Регистровая адресация предполагает, что операнд (входной или выходной) находится во внутреннем регистре МП. Используется в однобайтовых командах

Косвенная (неявная)адресация предполагает, что во внутреннем регистре МП находится не сам операнд, а его адрес в памяти.

Стековая адресация предполагает, что команда не содержит адрес. Адресация к ячейкам памяти по содержимому 16-разрядного регистра SP (указателя стека).

Система команд

Система команд МП – это полный перечень элементарных действий, которые способен производить МП. Управляемый этими командами МП выполняет простые действия, такие как элементарные арифметические и логические операции, пересылку данных, сравнение двух величин и др. Число команд МП КР580ВМ80 - 78 (с учетом модификаций 244).

Различают следующие группы команд:

Передачи данных;

Арифметические;

Логические;

Команды перехода;

Команды ввода-вывода, управления и работы со стеком.


Символы и сокращения, применяемые при описании команд и составлении программ

Символ Сокращение
ADDR 16-битовый адрес
DATA 8-битовые данные
DATA 16 16-битовые данные
PORT 8-битовый адрес УВВ (устройства ввода-вывода)
BYTE 2 Второй байт команды
BYTE 3 Третий байт команды
R, R1, R2 Один из регистров: A, B, C, D, E, H, L
RP Одна из регистровых пар: В - задает пару ВС; D - задает пару DE; H – задает пару HL
RH Первый регистр пары
RL Второй регистр пары
Λ Логическое умножение
V Логическое сложение
Сложение по модулю два
М Ячейка памяти, адрес которой задаёт содержимое регистровой пары HL, т. е. М = (HL)

Команды языка Ассемблер (Лекция)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Основные группы операций.

Pentium .

1. Основные группы операций

Микропроцессоры выполняют набор команд,которыереализуютследующиеосновные группыопераций:

Операциипересылки,

Арифметическиеоперации,

Логическиеоперации,

Операциисдвига,

Операциисравненияитестирования,

Битовыеоперации,

Операцииуправления программой;

Операцииуправления процессором.

2. Мнемокоды команд процессора Pentium

При описании команд обычно используются их мнемонические обозначения (мнемокоды), которые служат для задания команды при программировании на языке Ассемблера. Для различных версий Ассемблера мнемокоды некоторых команд могут отличаться. Например, для команды вызова подпрограммы используется мнемокод CALL или JSR (“ Jump to SubRoutine ”). Однако мнемокоды большинства команд для основных типов микропроцессоров совпадают или отличаются незначительно, так как они являются сокращениями соответствующих английских слов, определяющих выполняемую операцию. Рассмотрим мнемокоды команд, принятые для процессоров Pentium .

Команды пересылки. Основной командой этой группы является команда MOV , которая обеспечивает пересылку данных между двумя регистрами или между регистром и ячейкой памяти. В некоторых микропроцессорах реализуется пересылка между двумя ячейками памяти, а также групповая пересылка содержимого нескольких регистровиз памяти. Например, микропроцессоры семейства 68 xxx компании Motorola выполняют команду MOVE , обеспечивающую пересылку из одной ячейки памяти в другую, и команду MOVEM , которая производит запись в память или загрузку из памяти содержимого заданного набора регистров (до 16 регистров). Команда XCHG производит взаимный обмен содержимым двух регистров процессора или регистра и ячейки памяти.

Команды ввода IN и вывода OUT реализуют пересылку данных из регистра процессора во внешнее устройство или прием данных из внешнего устройства в регистр. В этих командах задается номер интерфейсного устройства (порта ввода-вывода), через которое производится передача данных. Отметим, что многие микропроцессоры не имеют специальных команд для обращения к внешним устройствам. В этом случае ввод и вывод данных в системе выполняется с помощью команды MOV , в которой задается адрес требуемого интерфейсного устройства. Таким образом внешнее устройство адресуется как ячейка памяти, а в адресном пространстве выделяется определенный раздел, в котором располагаются адреса подключенных к системе интерфейсных устройств (портов).

Команды арифметических операций. Основными в этой группе являются команды сложения, вычитания, умножения и деления,которыеимеютрядвариантов. Команды сложения ADD и вычитания SUB выполняют соответствующие операции с c одержимым двух регистров, регистра и ячейки памяти или с использованием непосредственного операнда. Команды AD C , SB B производят сложение и вычитание с учетом значения признака C , устанавливаемого при формировании переноса в процессе выполнения предыдущей операции. С помощью этих команд реализуется последовательное сложение операндов, число разрядов которых превышает разрядность процессора. Команда NEG изменяет знак операнда, переводя его в дополнительный код.

Операции умножения и деления могут выполняться над числами со знаком (команды I MUL, I DIV ) или беззнака(команды MUL, DIV ).Одинизоперандоввсегдаразмещаетсяврегистре, второй может находиться в регистре, ячейке памяти или быть непосредственным операндом. Результат операции располагается в регистре. При умножении (команды MUL , IMUL ) получается результат удвоенной разрядности, для размещения которого используется два регистра. При делении (команды DIV , IDIV ) в качестве делимого используется операнд удвоенной разрядности, размещаемый в двух регистрах, а в качестве результата в два регистра записывается частное и остаток.

Команды логических операций . Практически все микропроцессоры производят логические операцииИ , ИЛИ, Исключающее ИЛИ, которые выполняются над одноименными разрядами операндов с помощью команд AND, OR, X OR . Операции выполняются над содержимым двух регистров, регистра и ячейки памяти или с использованием непосредственного операнда. Команда NOT инвертирует значение каждого разряда операнда.

Команды сдвига . Микропроцессоры осуществляют арифметические,логические и циклические сдвиги адресуемых операндов на один или несколько разрядов. Сдвигаемый операнд может находиться в регистре или ячейке памяти, а число разрядов сдвига задается с помощью непосредственного операнда, содержащегося в команде, или определяется содержимым заданного регистра. В реализации сдвига обычно участвует признак переноса C в регистре состояний (SR или EFLAGS ), в котором располагается последний разряд операнда, выдвигаемый из регистра или ячейки памяти.

Команды сравнения и тестирования . Сравнение операндов обычно производится с помощью команды CMP , которая производит вычитание операндов с установкой значений признаков N, Z, V, C в регистре состояния в соответствии с полученным результатом. При этом результат вычитания не сохраняется, и значения операндов не изменяются. Последующий анализ полученных значений признаков позволяет определить относительное значение (>, <, =) операндов со знаком или без знака. Использование различных способов адресации позволяет производит сравнение содержимого двух регистров, регистра и ячейки памяти, непосредственно заданного операнда с содержимым регистра или ячейки памяти.

Некоторые микропроцессоры выполняют команду тестирования TST , которая является однооперандным вариантом команды сравнения. При выполнении этой командыустанавливаются признаки N, Z в соответствии со знаком и значением (равно или не равно нулю) адресуемого операнда.

Команды битовых операций . Эти команды производят установку значения признака C в регистре состояний в соответствии со значением тестируемого бита bn в адресуемом операнде. В некоторых микропроцессорах по результату тестирования бита производится установка признака Z . Номер тестируемого бита n задаетсялибо содержимым указанного в команде регистра, либо непосредственным операндом.

Команды данной группы реализуют разные варианты изменениятестируемогобита.КомандаBT сохраняет значение этого бита неизменным .КомандаB T S послетестирования устанавливает значениеbn =1, а команда B T C - значение bn =0.Команда B T C инвертирует значение бита bn после его тестирования.

Операции управления программой. Для управления программой используется большое количество команд, среди которых можно выделить:

- команды безусловной передачи управления;

- команды условных переходов;

- команды организации программных циклов;

- команды прерывания;

- команды изменения признаков.

Безусловная передача управления производится командой JMP , которая загружает в программный счетчик PC новое содержимое, являющееся адресом следующей выполняемой команды. Этот адрес либо непосредственно указывается в команде JMP (прямая адресация), либо вычисляется как сумма текущего содержимого PC и заданного в команде смещения, которое является числом со знаком (относительная адресация). Так как PC содержит адрес очередной команды программы, то последний способ задает адрес перехода, смещенный относительно очередного адреса на заданное число байтов. При положительном смещении производится переход к последующим командам программы, при отрицательном смещении – к предыдущим.

Вызов подпрограммы также производится путем безусловной передачи управления с помощью команды CALL (или JSR ). Однако в этом случае перед загрузкой в PC нового содержимого, задающего адрес первой команды подпрограммы,необходимо сохранить его текущее значение (адрес очередной команды), чтобы после выполнения подпрограммы обеспечить возвращение к основной программе (или к предыдущей подпрограмме при вложении подпрограмм). Команды условных переходов (ветвлений программы) производят загрузку в PC нового содержимого, если выполняются определенные условия, которые обычно задаются в соответствии с текущим значением различных признаков в регистре состояния. Если условие не реализуется, то выполняется следующая команда программы.

Команды управления признаками обеспечивают запись - чтение содержимого регистра состояния, в котором хранятся признаки, а также изменение значений отдельных признаков. Например, в процессорах Pentium реализуются команды LAHF и SAHF , которые выполняют загрузку младшего байта, где содержатся признаки, из регистра состояния EFLAG в младший байт регистра EAX и заполнение младшего байта EFLAGS из регистра E A X .. Команды CLC, STC осуществляют установку значений признака переноса CF=0, CF=1, а команда CMC вызывает инвертирование значения этого признака. Так как признаки определяют ход выполнения программы при условных переходах, то команды изменения признаков обычно используются для управления программой.

Командыуправления процессором . К этой группе относятся команды останова, отсутствия операции и ряд команд, определяющих режим работы процессора или его отдельных блоков. Команда HLT прекращает выполнение программы и переводит процессор в состояние останова, выход из которого происходит при поступлении сигналов прерывания или перезапуска (Reset ). Команда NOP (“пустая” команда), которая не вызывает выполнения каких-либо операций, служит для реализации программных задержек или заполнения пропусков, образовавшихся в программе.

Специальные команды CLI, STI запрещают и разрешают обслуживание запросов прерывания. В процессорах Pentium для этого используется бит управления (флаг) IF в регистре EFLAGS .

Многие современные микропроцессоры выполняют команду идентификации, которая позволяет пользователю или другим устройствам получить информацию о типе процессора, используемого в данной системе. В процессорах Pentuim для этого служит команда CPUID , при выполнении которой необходимые данные о процессоре поступают в регистры EAX , EBX , ECX , EDX и могут затем считываться пользователем или операционной системой.

В зависимости от реализуемых процессором режимов работы и заданных типов обрабатываемых данных набор выполняемых команд может существенно расширяться.

Некоторые процессоры производят арифметические операции с двоично-десятичными числами или выполняют специальные команды коррекции результата при обработке таких чисел. В состав многих высокопроизводительных процессоров входит FPU - блок обработки чисел c “плавающей точкой”.

В ряде современных процессоров реализована групповая обработка нескольких целых чисел или чисел c “плавающей точкой” с помощью одной команды по принципу SIMD (“ Single Instruction – Multiple Data ”) - «Одна команда – Множество данных». Одновременное выполнение операций над несколькими операндами существенно повышает производительность процессора при работе с видео- и аудиоданными. Такие операции широко используются для обработки изображений, звуковых сигналов и в других приложениях. Для выполнения этих операций в состав процессоров введены специальные блоки, реализующие соответствующие наборы команд, которые в различных типах процессоров (Pentium , Athlon ) получили название MMX (“ Milti - Media Extension ”) – Мультимедийное Расширение, SSE (“ Streaming SIMD Extension ”) – Потоковое SIMD – расширение, “3 D Extension – Трехмерное Расширение.

Характерной особенностью процессоров компании Intel , начиная с модели 80286, является приоритетный контроль при обращении к памяти, который обеспечивается при работе процессора в режиме защищенных виртуальных адресов – “ Protected Mode ” (защищенный режим). Для реализации этого режима используется специальные группы команд, которые служат для организации защиты памяти в соответствии с принятым алгоритмом приоритетного обращения.

© wegonnaplay.ru, 2024
Wegonnaplay - Игры каждый день