Цифровые фотокамеры недавно разработанные в КМЗ «Зенит» -«Швабе. Отечественная цифровая камера

19.06.2023


На заре появления компактных цифровых фотоаппаратов главным критерием выбора считалось количество мегапикселей, но с того времени технологии шагнули далеко вперёд. Размер матрицы давно перестал быть определяющим параметром.

Камеры стали гораздо умнее, качественнее, появилось деление на классы. Например, если габариты имеют для вас решающее значение, обратите внимание на ультратонкие цифровики. Но помните, что компактные размеры отразятся на качестве электронной начинки, оптики и ёмкости аккумулятора. Впрочем, большинство недостатков устраняются по мере роста стоимости фотоаппарата.

Отдельную нишу на рынке занимают фотокамеры с ультразумом и с влагонепроницаемым корпусом для подводной съёмки. Модели премиум-сегмента подойдут ценителям качественной картинки: продвинутые цифровики нередко приобретают профессиональные фотографы для путешествий на замену громоздким зеркалкам.

Но вне зависимости от уровня знаний в фотосфере, при выборе не стоит слепо доверяться техническому описанию. Даже у именитых производителей Никон, Кэнон, Сони встречаются более и менее удачные компактные цифровики. Чтобы не сожалеть о потраченных деньгах, изучите перед покупкой независимые рейтинги лучших компактных цифровых фотоаппаратов.

Лучшие недорогие компактные фотокамеры

Компактные камеры хороши простотой управления и миниатюрными размерами. Они не привлекают внимания, не занимают много места и идеальны для путешествий. Производители наделили их впечатляющими техническими характеристиками, но качество снимков удовлетворит только непритязательных фотографов. Профессионалы повздыхают по поводу шумов, промахов и медлительности автофокуса.

3 Canon PowerShot SX620 HS

Удобный режим макросъемки. Лучший автоматический режим
Страна:
Средняя цена: 12999 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Удобный и практичный фотоаппарат для ежедневного использования. Представлен в нескольких цветах: серый, черный и красный. Этот тот случай, когда качественную камеру можно выбрать по цвету. Изюминка камеры – в ее автоматическом режиме. Он создан таким образом, чтобы реагировать на 32 разновидности различных факторов и подстраивать под них настройки. Это полезно для начинающих фотографов, которые еще не представляют, что настраивать и куда нажимать. Для его использования не требуется дополнительных усилий. Идеальная модель для тех, кто не любит мучиться с настройками и людей, не склонных к технологиям.

Встроена неплохая матрица на 21.1 Мп. И если в предыдущей маленькой камере удивляет увеличение в 20 раз, то в этом аппарате оптический зум 25-кратный. Чтобы компенсировать не самые высокие технические характеристики, в модель установлен стабилизатор. Он поможет улучшить качество и не допустить размытость фотографии. Фокусное расстояние 25 – 623 мм. Камера подходит для любой съемки – пейзажей, архитектур, людей и так далее. За счет практичного автоматического режима удобнее использовать макросъемку. Она выходит более живой и качественной, чем на похожих устройствах. В фотоаппарат встроены модули NFC и WLAN. Поэтому больше не нужно будет использовать провода.

2 Sony Cyber-shot DSC-WX350

Стабильная камера. Самый элегантный. Самый компактный
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 15606 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Модель смело можно назвать элегантным и бюджетным вариантом для съемок на каждый день. Она представлена на рынке в трех расцветках: белый, красный, черный. При этом у камеры небольшие размеры. Ее вес составляет 167 граммов с элементами питания, а размеры – всего 9,6x5,5x2,6 см. Его легко взять с собой, и он не будет мешать. Приятно, что среди характеристик обнаружился оптический 20-кратный зум при минимальных габаритах камеры. Фотоаппарат совмещает в себе удобство и практичность.

Есть встроенный стабилизатор от трясущихся рук. Матрица 21.1 Мп, при диафрагме F3.5-F6.5. Фокусное расстояние 25 – 500 мм. На первый взгляд это может показаться мало. Но если учесть, что это цифровая камера, не рассчитанная на профессиональные фотосъемки, этот показатель радует. Фотоаппарат рассчитан под съемку на автонастройках. Поэтому для прогулок, походов на концерты или повседневной съемки Sony Cyber-shot DSC-WX350 подойдет лучше других. Снимки выходят четки и ясными, не смазываются. Меню позволит расширить базовые возможности фотографирования. Оно предоставит различные варианты: от пляжа до съемки в темноте. А режим «кухня» превратят блюда в фото-шедевры. Кроме того, фотоаппарат снимает видео в разрешении Full HD, 50 кадров в секунду.

1 Nikon Coolpix B500

Длительное время работы. Самый простой
Страна: Япония
Средняя цена: 16530 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Универсальная модель для тех, кто снимает в свое удовольствие. Потягаться с более дорогими вариантами и зеркальными фотоаппаратами ему не будет просто. Но за его небольшую цену вы получите все, что потребуется начинающему фотографу. Простое управление, высокое качество снимка и компактность. B500 – верный друг, который легко поместится в сумку, рюкзак и некоторые карманы, если они есть: фотоаппарат имеет размеры 11,4x7,8x9,5 см и весит всего 542 грамма. Работает камера на пальчиковых батарейках (АА). Поэтому станет незаменимым в путешествиях – ведь ей не требуется розетка для подзарядки аккумулятора. Достаточно взять с собой нужное количество батареек.

По техническим возможностям модель – уверенный середнячок. Матрица 16 мегапикселей дополняется качественной диафрагмой F3 – F6.5 и объективом с низкодисперсными линзами и 12 оптическими элементами. Скорость съемки – 7,4 фотографий в секунду. Даже не все более серьезные фотоаппараты так могут. Фокусный диапазон – 22.50 – 900 мм. Оснащен цифровым 40-кратным зумом. С камерой можно смело отправляться на фотоохоту на птичек. Или делать качественные снимки на расстоянии. Обратить внимание следует и на режимы. Их немного, но лучше заранее потренироваться перед съемкой, чтобы определить наиболее выгодный и качественный вариант. Через специальное приложение легко провести синхронизацию со смартфоном. Камера поддерживает технологии Bluetooth и Wi-Fi.

Лучшие компактные фотокамеры: цена – качество

3 Nikon Coolpix B700

Самое продуманное управление настройками
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 28890 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Фотоаппарат с многообещающими характеристиками. Главное достоинство – цена, которая приятно радует глаз при его возможностях. Все начинается с фокусного расстояния – от 24 до 1440 мм. Поэтому камера позволит делать как ландшафтные съемки, так и макрофотографии. Доступна работа с близкими и далекими объектами за счет 60-кратного оптического зума и оптического же стабилизатора к нему в комплект. Встроена качественная матрица на 21.14 Мп. Качество и продуманность сборки во время съемки также обеспечивают удобный хват. Корпус немного больше, чем у обычной «мыльницы» – 12,5x8,5x10,7 см. А вес фотоаппарата доходит до 570 граммов. Но это позволяет чувствовать камеру в руках и фокусироваться на съемке.

Радует конструкция модели – 13 кнопок открывают полный доступ ко всем функциям. Они управляют как основными функциями, так и более продвинутыми. Например, коррекцией насыщенности или экспозицией. Программы камеры рассчитаны как на новичков, так и на профессионалов. Поэтому вне независимости от режима каждый найдет то, что ему удобно. Фотоаппарат поддерживает родной интерфейс, поэтому для тех, кто переходит с другой версии, Nikon не будет доставлять проблем. Работают такие технологии как NFC, Bluetooth и WLAN. Во время съемки необходимо внимательно относиться к освещению. Возможно, для хорошей четкости понадобится больше света.

2 Canon PowerShot SX60

Лучшее покрытие корпуса. Максимальное удобство при использовании
Страна: Япония
Средняя цена: 27849 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Модель идеально подходит тем, кто хочет одновременно сэкономить, выйти на новый уровень как фотограф, но считает, что для зеркального фотоаппарата еще слишком рано. По своим размерам камеру не назовешь сильно компактной. Он немного меньше, чем профессиональная камера – 12,8x9,3x11,4 см. А вес этого аппарата – 650 граммов. Модель компенсирует размеры своим удобством. Полностью ложится руку, а резиновые вставки сделают процесс съемки еще удобнее: пальцы не скользят и не так быстро устают. Фотоаппарат можно доукомплектовать дополнительной вспышкой или микрофоном. Есть и родная вспышка на ручном управлении. Одно движение – и ей можно пользоваться.

Матрица 16,8 Мп при размерах 1/2,3 дюйма. Максимальный размер кадра – 4608х3072. Фокусное расстояние 21 – 1365 мм. В наличии оптическое 65-кратное приближение. Оно включает в себя также зум-помощника: для его работы необходимо выделить на экране желательную зону приближения, после чего фотоаппарат самостоятельно все приблизит без лишних движений. Есть и недостаток – для съёмок лучше использовать штатив. Так как стабилизатор не всегда справляется с нагрузкой. Доступна качественная видеосъёмка Full HD, до 60 кадров в секунду. При помощи разъема для микрофона можно также контролировать качество звука. Поддерживается модуль Wi-Fi.

1 Sony Cyber-shot DSC-RX 100 II

Оптимальное соотношение цены и технических характеристик
Страна: Япония
Средняя цена: 44 990 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Фотокамера представляет лучшее соотношение размера и функциональности. Прочный магниевый корпус сразу подкупает надёжностью. Цифровой фотоаппарат компактный, объектив почти полностью прячется в корпус, но при этом Sony имеет приличный функционал.

Практичный диапазон фокусных расстояний от 28 до 100 миллиметров подойдёт для съёмки в тесной квартире и на просторной улице. На малых фокусных расстояниях объектив демонстрирует отличную светосилу (1,8), с ним комфортно работать в условиях низкой освещённости, но в сумерках для удалённых объектов «стекло» темновато. Значение ISO остаётся рабочим до 1600, автофокус из 25 точек быстро выхватывает нужные объекты. Людей, привыкших обрабатывать фотографии, порадует RAW-формат.

Особенностью компактной камеры является встроенная поворотная вспышка: чтобы избежать пересветов и резких теней, направьте её в потолок. Из прочих «фишек» стоит отметить поворотный экран, горячий башмак модули NFC и Wi-Fi.

Для компактных цифровиков карманного типа Cyber-shot DSC-RX 100 II делает великолепные снимки, позволяющие занимать первые позиции в рейтингах

Лучшие продвинутые цифровые фотокамеры

Продвинутые компактные фотокамеры приобретают не только обеспеченные любители фотосъёмки, но и профессионалы в качестве альтернативы зеркалкам. Скромные габариты не привлекают внимание прохожих и позволяют путешествовать налегке. Фотокамеры премиум-сегмента отличаются высоким качеством картинки, просветлённой оптикой, возможностью снимать в формате RAW и задействовать ручные настройки. Для профессионалов значение имеет кроп-фактор, приближенный к 35-миллиметровой плёнке.

3 Canon PowerShot G5 X

Конечно, этот фотоаппарат немного больше, чем карманные варианты. Его так легко не упакуешь. Но зато появляется больше возможностей для съемки. Камера предназначена для более продвинутых пользователей: это модель, где можно и нужно все настраивать вручную, и не каждый новый пользователь с этим справится. Хотя новички тоже смогут в ней найти что-то для себя. Отдельные элементы фотоаппарата заметно выступают над корпусом. Это не очень удобно при переноске в сумке, но поможет во время съемки. За счет дисплея, который поворачивается в двух осях легко снимать с любого выбранного ракурса. Присутствует ручной подъем вспышки. Учитывая, как вспышки сами любят появляться в неподходящий момент, это больше достоинство, чем недостаток.

Матрица на 20.9 Мп при размере в 1 дюйм. Фокусное расстояние – 24 – 100.80 мм. Диафрагма F1.8-F2.8 Для тех, кому хочется снимать пейзажи и мелкие объекты вблизи, камера подойдет отлично. Немного расстроит оптический зум, так как в модель встроено увеличение только в 4,2 раза. Качество при таком приближении высокое и увеличивается ещё больше за счет стабилизатора. Но для работы с дальними объектами лучше подобрать что-то другое. Зато фотоаппарат в своем классе обладает лучшим дисплеем и видоискателем. А за счет высокой светосилы объектива снимки выходят лучше, чем нам прочих подобных моделях.

2 Panasonic Lumix DMC–LX 100

Лучшая цена. Съёмка видео в лучшем разрешении 3840x2160
Страна: Япония
Средняя цена: 50 500 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

В ТОП-3 лучших компактных фотокамер премиум-сегмента DMC–LX 100 самый компактный. Но размеры не помешали сконцентрировать в миниатюрной модели все современные технологии. Panasonic приковывает внимание профессиональных фотографов, ищущих компактную замену зеркалкам на отдыхе. Первое, что бросается в глаза, развитое ручное управление, на которое и делает ставку производитель. Эргономика впечатляет: на корпус вынесена большая часть настроек.

Технические характеристики достойны лидеров рейтинга. Приемлемый кроп-фактор 2, поддержка RAW-формата, просветлённая оптика (F1.7 - F2.8), скорострельность 11 кадров в секунду. Минимальное расстояние съёмки подходит для макро и составляет всего 3 сантиметра. Из приятных дополнений подсветка автофокуса, HDMI и Wi-Fi. По отзывам, ISO остаётся рабочим вплоть до 6400. Единственное, что расстраивает – промахи автофокуса при фокусировке на дальние расстояния.

Цифровой фотоаппарат отлично подойдёт для записи видео, в том числе в разрешении 4К. Однако качество картинки неидеально: покупатели жалуются на дёрганный автофокус и мерцание при увеличении.

1 Leica Q (Typ 116)

Лучшее качество съёмки. Фиксированное фокусное расстояние
Страна: Германия
Средняя цена: 326 925 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Компактные цифровые фотокамеры Leica традиционно впечатляют двумя особенностями. Во-первых, запредельной стоимостью: её хватило бы на покупку комплекта оборудования для профессиональной съёмки. Во-вторых, продуманностью и технологичностью. Фотоаппарат Typ 116 близок к совершенству. Ручные настройки, скорострельность 10 кадров в секунду, горячий башмак для вспышки, видоискатель со 100% обзором, сенсорный экран, тихий затвор...

Но лучшим его делает качество фотографий. Несмотря на компактные размеры, фотоаппарат является полнокадровым! Матрица в 26 мегапикселей сопоставима с электронной начинкой профессиональных зеркалок. Фотоаппарат подходит для макросъемки – минимальное расстояние фокусировки 17 сантиметров. Просветлённая оптика (F 1,7) поможет добиться чётких снимков даже в условиях низкой освещённости и выводит модель на первое место в рейтинге.

Единственное, что может расстроить обеспеченных покупателей – фиксированное фокусное расстояние 28 миллиметров. Кнопками приблизить/отдалить объекты в кадре невозможно, придётся побегать ногами. Из недостатков пользователи отмечают слабую батарею, но проблема решается покупкой запасного аккумулятора.

Лучшие цифровые фотокамеры с ультразумом

Цифровые фотокамеры с ультразумом нельзя назвать компактными. По габаритам из-за мощной встроенной оптики они напоминают зеркальные фотоаппараты. Главное достоинство ультразумов – универсальность и впечатляющее увеличение. Кратность zoom сопоставима с телескопами и позволяет рассмотреть даже кратеры на луне или летящий в небе самолёт. Однако от универсальности страдает качество. Картинка устроит непритязательного любителя, но профессионалу фотографии покажутся шумными и нерезкими.

3 Panasonic Lumix DMC-FZ1000

Лучшая камера для видеосъемки
Страна: Япония
Средняя цена: 51990 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Качественная и удобная камера для опытных пользователей. Соотношение цены и качества этой модели радует. Как и ее суперзум. На первый взгляд, 16-кратное увеличение не дает большого приближения. Но желанный эффект достигается за счет особой системы фокусировки. Ее нюанс в том, что она состоит из 49 активных точек. Это позволяет достигнуть другого уровня в качестве съемки. Эффект усиливается за счет штатива или встроенного стабилизатора, который позволит без особого труда работать с рук. Разрешение матрицы – 20.1 Мп. Параметр светосилы очень неплох: F2.8 – F4.0. Скорость съемки – до 8 кадров в секунду в зависимости от внешних факторов: свет, погода и т.д. Фотоаппарат объемный. Он сделан по лучшим традициям дизайна зеркалок от Panasonic. Вес – 831 граммов. Мощный корпус размерами 13,7x9,9x13,1 см позволит без труда и с удобством делать снимки с рук. Не придется задерживать дыхание, чтобы фотография вышла качественной.

Помимо качественного выполнения своих основных функций модель способна заменить неплохую видеокамеру. Поддерживает разрешение Full HD до 100 кадров в секунду и VGA до 300 кадров в секунду. Разъемы под свет и микрофон дополнят общую картину съемки. Поэтому такой фотоаппарат – универсальное решение для тех, кто занимается и фотографией, и видеосъемкой. Помните – даже при высоких технических параметрах стабилизации съемку видео лучше проводить со штатива.

2 Sony Cyber-shot DSC-HX 400

Лучшее соотношение цены и функционала. Популярная фотокамера с ультразумом
Страна: Япония (производится в Китае, Таиланде)
Средняя цена: 29 990 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Фотокамера Sony претендует на первые позиции рейтинга благодаря доступной стоимости для ультразума с 50-кратным увеличением. Это лучшая камера в своём классе, но широкий диапазон фокусных расстояний отражается на качестве картинки. Cyber-shot DSC-HX 400 ругают за отсутствие резкости и шумы на снимках.

И хотя 21-мегапиксельная матрица по размеру сопоставима с полупрофессиональными зеркалками, при кроп-факторе 5 этот параметр не играет значимой роли. К недостаткам цифровой фотокамеры также относится малая ёмкость аккумулятора. Его хватает примерно на 300 кадров, причём система зарядки не отличается удобством.

К достоинствам отнесём поворотный экран, Wi-Fi, башмак для накамерной вспышки, ручные настройки выдержки и диафрагмы. Фотоаппарат хорош для любителей поиграть с ультразумом, позволит изучить основы фотосъёмки, но ценителям звенящей резкости на фотографиях однозначно не подойдёт.

1 Nikon Coolpix P900

Рекордный 83-кратный оптический зум
Страна: Япония
Средняя цена: 37 840 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Фотоаппарат по праву считается лидером рейтинга лучших фотокамер с ультразумом. Производители выжали из оптики все возможное, и на сегодняшний день трудно представить более мощную систему увеличения. Никон обладает широким диапазоном фокусных расстояний: одним нажатием кнопки из супер-зума превращается в широкоугольник (фокусное расстояние от 24 миллиметров). Для любителей живой природы и астрономии предусмотрены специальные режимы «луна» и «наблюдение за птицами».

Скорострельность составляет 7 кадров в секунду. Безусловно, при съёмке на ультрадальние расстояния потребуется штатив, но при фотографировании близких объектов с рук поможет инновационная система подавления вибрации. Поклонников технических наворотов порадуют встроенные Wi-Fi и GPS модули, а также удобный поворотный дисплей. Однако профессионалов разочарует качество картинки. По отзывам резкие фото Никон снимет только в солнечную погоду на ISO 100–200

Лучшие цифровые фотокамеры с влагонепроницаемым корпусом (для съемки под водой)

На защиту от влаги прежде всего обращают внимание поклонников активного отдыха и путешествий. Цифровые камеры с влагонепроницаемым корпусом не боятся морских волн, брызг водопадов и погружений под воду. Лучшие модели продолжают снимать на глубине до 15 метров. Если вы берете фотоаппарат именно для таких целей, обращайте внимание на светосилу объектива или продумывайте дополнительные источники света.

3 Nikon Coolpix W100

Самая простая и дешевая. Супер-защита от поломок
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 9664 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Подходит для тех, кто вообще не знает, с какой стороны подойти к камере, чтобы ее не уронить. Кому приходится покупать не один защитный чехол из-за детей, постоянных путешествий, животных. Главный ее плюс – защита против воды и ударов. Она станет хорошим решением для тех, кто боится разбить свою технику или не отличается аккуратностью, но хочет оставить после прогулки или путешествия множество воспоминаний.

По характеристикам камера уступает лидерам рейтинга. Разрешение ее матрицы всего 14.17 Мп при размере 1/3.1 дюйма. Для нынешнего времени это средняя камера. Звезд с неба она не хватает. Но легко сможет сфотографировать все важные моменты в жизни. Хотя объективно не дотягивает до зеркальных и более серьезных цифровых фотоаппаратов. Но при этом у нее много преимуществ, за которые она заслуживает внимание. Вес камеры радует – она такая незаметная, что придется даже перепроверять, на месте ли она. 177 грамм – и это целый фотоаппарат, который готов снимать в любую секунду. Имеется оптический 3-кратный зум – немного, но для семейного отдыха и фотографирования пейзажей его хватит. Присутствует и съемка видео Full HD. Модель поддерживает Bluetooth и Wi-Fi. Есть в разных расцветках: желтый, синий, белый, зеленый, розовый.

2 Leica X-U (Typ 113)

Лучшее качество снимков. Светосила. Цифровой стабилизатор изображения
Страна: Германия
Средняя цена: 247 000 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

По техническим характеристикам модель могла бы занять первое место в рейтинге лучших цифровых фотоаппаратов с влагонепроницаемым корпусом. Впечатление портит только стоимость, сравнимая с полнокадровыми зеркалками. Цифровая камера идеальна для любителей экстремального отдыха: из серии «в огне не горит, в воде не тонет». Ударопрочный, пылезащитный, герметичный корпус позволяет снимать при любой погоде и под водой. Запаса прочности при съёмке на глубине до 15 метров хватит на рекордные 60 минут.

Leica X-U (Typ 113) имеет впечатляющие характеристики по качеству картинки. Один из самых светосильных компактных фотоаппаратов, который может снимать без дополнительного освещения в сумерках и даже под водой. Кроп-фактор 1.5 сопоставим с любительскими зеркалками, минимальное расстояние фокусировки 20 сантиметров. Звенящей резкости производителю удалось добиться, благодаря фиксированному фокусному расстоянию – 23 миллиметра. По характеристикам он ближе к широкоугольникам, а отсутствие зума покажется непривычным большинству пользователей.

1 Nikon Coolpix W300

Оптимальное соотношение цены и качества
Страна: Япония (производится в Индонезии)
Средняя цена: 21140 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Камера, которая отвечает как сухопутным, так и подводным стандартам. Цена не кусается как акула, а подплывает и радует, как дельфин. Небольшой размер – первое, за что надо обратить внимание на эту модель. На пляже и на море таким аппаратом будет удобно пользоваться. Можно надеть ремешок на руку или носить в пляжной сумочке – и камера точно не потеряется. Вес – всего 231 граммов при габаритах 11,2x6,6x2,9 см.

Приятно, что при съёмке нет лишней резкости – портреты выходят мягкими. С расчетом на то, что фотоаппарат рассчитан работать в разных условиях, в него встроена быстрая фокусировка. Также камера позволяет легко переключаться между различными настройками, что позволит быстро подобрать правильный режим съемки. Есть доступное и легкое меню, в котором можно целиком настроить аппарат под себя.

Матрица – 16.76 Мп при размере 1/2.3. Встроено неплохое фокусное расстояние – 24 – 120мм. Оптический зум небольшой – всего 5-кратный. Но с учетом условий работы камеры такого увеличения должно быть достаточно. Она снимает со скоростью 7 кадров в секунду. Немного может расстроить отсутствие видоискателя, но это больше дело привычки. В наличии – оптический стабилизатор изображения. Это помогает в несколько раз улучшить фото и избежать лишних шумов. Также предусмотрена съемка в режиме 4К. Поддерживает Wi-Fi, GPS и Bluetooth.

Если и есть производители, не выпускающие цифровой техники,
то им недолго осталось претендовать на роль производителей...

Гарри Сиикала, Canon.

Цифровой фотоаппарат

Цифровой фотоаппарат — фотоаппарат, использующий электронные средства фиксации изображения — различного типа светочувствительные сенсоры — с последующей оцифровкой и программной обработкой полученной информации.

Разрабатывались ли на КМЗ цифровые фотоаппараты?

Вопрос о желательности начала разработки цифровой потребительской фототехники поднимался уже с начала, а достаточно регулярно — с середины девяностых годов XX века, но в отсутствии серьёзной поддержки, далее планов, как правило, дело не шло.

Из года в год в планах значились два предполагаемых «проекта»: ЗЕНИТ-DS и ЗЕНИТ-DC :

ЗЕНИТ-DS

ЗЕНИТ-DS павильон , по замыслу, представлял собой цифровую фотографическую установку «высокого» разрешения стационарного типа (в комплекте с персональным компьютером, DS = Digital Stationary ) — фактически видеокамеру с системой оцифровки и ввода изображения в компьютер.

В 1993 году одним зеленоградским предприятием по заказу отделения фототехники НТЦ КМЗ был разработан пилотный лабораторный образец фотоаппарата DS чёрно-белого изображения, представляющий собой матрицу с объективом, тестовую систему обработки изображения на микропроцессоре Z80 (фирмы Zilog) в отдельном корпусе со стационарным электропитанием и интерфейсом к персональному компьютеру. Программа получения изображений работала в операционной системе MS DOS, использовался собственный формат графических файлов без сжатия. После передачи лабораторного образца в НТЦ предметного развития этой темы далее не последовало.

А.Е. Юдин — руководитель лаборатории электроники отделения фототехники НТЦ КМЗ.
Фото сделано прототипом цифровой фотокамеры DS
в феврале 1997 года

ЗЕНИТ-DS всегда планировался первым, так как было понятно, что даже если, несмотря на все сложности, что-то и удастся создать, то это «что-то», основанное на сугубо отечественной элементной базе, будет достаточно громоздким для носимого использования. Поэтому, ЗЕНИТ-DS был фактически запланирован как тестовый макет для последующих работ по уменьшению конструктива в рамках другой задачи — создания компактного ЗЕНИТа-DC.

ЗЕНИТ-DC

ЗЕНИТ-DC электрон , по замыслу, представлял собой цифровой компактный фотоаппарат (DC = Digital Compact ), с не очень ясным обликом, конкретизация которого откладывалась на неопределённое будущее. Планируемые, довольно общего плана характеристики аппаратов, год из года постоянно менялись, пытаясь отслеживать стремительное развитие этого вида техники в мире.

К концу 1990-х годов стало окончательно ясно, что чисто отечественное производство цифровой фототехники из-за развала радиоэлектронной промышленности России — уже невозможно, равно как бессмысленно продолжать ожидать помощи от Государства (на НИОКР по проектам DS и DC государственные органы долгое время обещали дать финансирование). Выход из сложившейся ситуации виделся теперь уже только в сотрудничестве с зарубежными фирмами и только на взаимовыгодной основе, т.к. финансовых возможностей покупки лицензий и технологий у предприятия не было (не говоря уже о том, что продажа подобных технологий российскому производителю практически была нереальна, см. ).

Проекты начала 2000-х годов

С декабря 2002 года в Научно-техническом центре велась работа по созданию блоков объективов для цифровых фотокамер (блок — объектив с приводами: диафрагмы, фокусировки и зумирования) в кооперации с болгарскими разработчиками электроники, закончившаяся в начале 2004 года. Было создано два блока: для матриц на и Мп . Блоки экспонировались на выставке Photokina-2004. На базе этих компонентов планировалось, с добавлением полученной по кооперации электронной начинки, создание двух цифровых компактных камер. Последние предлагаемые названия их были: «Зенит-603» (603DF) и «Зенит-605» (605DF).

Зенит-605, дизайн-проект


Последним проектом, который разрабатывался в отделении фототехники НТЦ по ноябрь 2004 года, был цифровой зеркальный фотоаппарат, названный «ЗЕНИТ-408» (ЗЕНИТ-408DF или 408DC). Конструктивно основанный на базе серийных плёночных фотоаппаратов 12-й линии со шторным затвором, он должен был нести 8 Мп полноразмерную (24×36 мм ) составную матрицу иностранного производства. Присоединение объектива M42×1/45,5 позволяло использовать всю накопленную фотолюбителями массу резьбовой сменной оптики и приспособлений для зеркальных камер, давая ей новую жизнь.

Если на вашем выпускном вечере еще не было новомодных цифровых камер,
а лишь только состоятельные родители имели возможность запечатлеть
памятные моменты при помощи редких фотоаппаратов советских времен,
тогда вам точно будет интересно вспомнить все эти раритетные фотокамеры
из прошлого, которые вы увидите в продолжении поста.
Думаю, любого, кто серьезно увлекается фотосъемкой, захлестнет волной ностальгии;)

Год выпуска: 1969-1983
Название: "Этюд"
Производитель: ММЗ
размер кадра: 4.5x6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц. первоначальная цена - 7 рублей.

Год выпуска: 1976-1986
Название: "Любитель-166"
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-22 4.5/75

Суперхит всех времен и народов
Год выпуска: 1970-1992
Название: "Смена-8М"
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 21 041 191 шт. (включая "Смена-8"). Первоначальная цена (в 1986 году), 15 руб.

Год выпуска: 1979-1986
Название: "Алмаз-103"
Производитель: Lomо
Размер кадра: 24x36 мм
объектива. MC Волна 1.8/50

ГОД ВЫПУСКА: 1956-1972
НАЗВАНИЕ: "ЗОРКИЙ-4"
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: КМ
РАЗМЕР КАДРА:. 24X36
ОБЪЕКТИВ:. ЮПИТЕР-8 2/5
КОЛИЧЕСТВО: 1.715.677 ЕДИНИЦ

Год выпуска: 1966-1987
Название: "Зенит-Е"
Производитель: КМЗ / БелОМ
размер кадра:. 24x3
Объектив:. Индустар-50-2 3.5/5
Гелиос-44-2 2/5
Количество: более 3 миллионов единиц.

Год выпуска: 1976-1989
Название: "Зенит-TTL"
Производитель: КМ
размер кадра:. 24x3
Объектив:. Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц.

В производстве с 1992
Наименование: "Зенит-312m"
Производитель: КМЗ " Сделано в России "
размер кадра:. 24x3
Объектив:. MC Зенитар-M2s 2/5
Количество: 71,834 единиц.

Год выпуска: 1961-1969
Название: "Киiв Вега 2"
Производитель:. Киевский Арсена
размер кадра: 10x14 мм
объектива. Индустар-М 3.5/2
Количество: неизвестно.

Год выпуска: 1973-1987
Наименование: "Киев-15 TEE"
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 24x3
Объектив:. Гелиос-81 2/53

Год выпуска: 1972-1983
Название: "Салют-С"
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 6х
Объектив:. Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц.

Год выпуска: 1964-1975
Название: "ФЭД-4"
Производитель: FE
размер кадра: 24x3
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов).

Год выпуска: 1986-1995
Название: "ФЭД-50"
Производитель: FE
размер кадра: 24x3
Объектив:. Индустар-81 2.8/3
Количество: 107,530 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 90 руб.
Существующие также необычные памятные версии "ФЭД-70 лет".

Год выпуска: 1971-1995
Название: "Смена Символ"
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 4.181.469 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 20 руб.

Год выпуска: 1965-1969
Название: "Чайка"
Производитель: ММ
Размер рамы: 18х24
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц.

Год выпуска: 1977-1983
Название: "Орион ЕЕ"
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24x3
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название - Вилия EE.
Количество: ± 500,000 единиц

Год выпуска: 1966-1977
Название: "Сокол Автомат"
Производитель: ЛОМО
размер кадра:. 24х36 с
Объектив:. Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов). первоначальную цену (в 1966 году) - 145 рублей.

Год выпуска: 1973-1983
Название: "Вилия Aвто"
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24x3
Объектив: Триплет 69-3 4/4
Количество: ± 2 млн. единиц.

СП "Svetozor-Polaroid" было основано 1989 году и прекратило свое существование в 1999 году.
Учредителями СП "Svetozor"
1. Polariod Europe BV (49% акций
2. ПО «Балтиец (бывший военный завод в городе Нарва, Эстония. Обанкротился и реорганизован в 1993 г.
3. ПО "Сигнал" (Обнинске, Московская обл., в настоящее время это ОАО "Приборный завод Сигнал"
4. Московский НИИ ВНИИРТ (Научно-исследовательский институт радио технология)
Формат пленки: Polaroid 600, 10, 20-кадровые пакет
* Тип объектива: 106 м
* Фокус: Автоматический, от 0,6 м до бесконечности
* Диапазон выдержки: 1/3 до 1/20
* Диафрагма: f/14 f/42, чтобы

ФС-3
Отдельный пост про него здесь.


Коллекционирование советских камер - увлечение через которое проходит почти каждый фотограф.
Но для одних - это как легкое "недомогание", типа свинки или коклюша в детстве, для других - страсть на всю жизнь.
Камеры выставляются на сайте в произвольном порядке, по мере кратковременных побед автора над ленью. Продолжение страницы по адресу http://leica.boom.ru/RusCamera2.htm
Некоторые предметы, тематически не нашедшие места на этом сайте, можно найти по адресу: http://www.antique.boom.ru/other.html

Copyright c Alexander Bronstein


ФЭД "Red Flag" Отчего такое название? На крышке только этой партии была надпись типа: "НКАП Ордена Трудового Красного Знамени завод имени ФЭДзержинского." Аббревиатура НКАП - Народный Комиссариат Авиационной Промышленности. Выпускался в военные годы и сразу после войны в эвакуации в городе Бердск.




Киев со стерео объективом. Было выпущено много стерео насадок/призм к Зоркому и Киеву. Этот объектив, типа лейцовского STEMARа, и в комплеке с призмой нечто действительно редкое. На моем надпись СН-5 и номер 00004. Год выпуска 1952.




УФА - кажется первая камера, выпущенная для КГБ. Объектив 2,7/20(?) мм с фиксированным фокусом. Диафрагмы 2,7; 4; 5,6; 8. Выдержки: 1/10, 1/20, 1/50 и 1/100. Формат кадра: 10,5 х 15 мм. 16 мм пленка на 20 кадров в специальных кассетах - приемная и подающая. Обратной перемотки нет. Спуск затвора с одновременной перемоткой - электрические. Блок питания и кнопка спуска - выносные. Оригинальной конструкции откидной прижимной столик. На нижней крышке - оттягивающийся фиксатор приемной кассеты. Габариты камеры: 90 х 57 х 31 мм. Номер моей камеры 450200. Или по советской традиции это должна быть камера № 200, год выпуска - 1945. И обязательно хочу вспомнить предыдущего владельца этой камеры. Это замечательный человек и талантливый оператор Сурэн Шахбазян.



ФТ-3 Панорамный фотоаппарат Токарева. Довольно редкая модель, в отличие от более распространенного ФТ-2




ФЭД-С, или "командирский ФЭД" Основные отличия от стандартной модели - выдержка 1/1000 и объектив 50мм f/2




Уже до войны ГОМЗ выпускал бакелитовую камеру СМЕНА.




"Репортер" - первая советская камера для профессионалов. Выдержки 1/5 - 1/1000 сек. Шторный затвор. Изготовлено менее 1000 шт с 1937 по 1940 годы. На государственном оптико-механическом заводе им. ОГПУ работали до войны два талантливых конструктора, два брата - Баграт и Андраник Иоаннисиани. Младший, Андраник, ведущий конструктор КБ фотоаппаратуры ГОМЗа, разработчик фотокамеры РЕПОРТЕР. Вот письмо А. К. Иоаннисиани редактору "Ленинградской правды", написанное им в сентябре 1937 года: "На Ваше письмо, направленное мне редакцией "Ленинградской правды", отвечаю краткой характеристикой камеры Репортер, которая, очевидно, исчерпает все Ваши вопросы. Камера эта предназначена в основном для квалифицированного фоторепортера, но, очевидно, будет так же отвечать вкусам высокоразвитого фотолюбителя. Допускает производство снимков любого характера, кроме репродукции, и представляет собой ручную клап-камеру, имеющую преимущества в части удобства обращения и быстроты съемки, столь необходимых при быстром репортаже. Формат кадра выбран 6,5 х 9 как допускающий и непосредственную (контактную) фотопечать, так и увеличение до большого формата. Затвор щелевой (шторный) с автоматическими скоростями от 1/5 до 1/100 и К и Д выдержками. Наводка осуществляется по матовому стеклу и шкале дистанции, а так же специальным, вделанным в камеру и механически связанным с объективом дальномером (вроде Лейки), что гарантирует быстроту и точность наводки на резкость. Объективы в быстросъемных оправах, причем как основной Индустар-7 1:3,5 F = 10,5 см. И предполагается, как дополнительные, 1 светосильный 1:2,8, 1 широкоугольный и 1 телеобъектив (остроугольный). Видоискатель типа Ньютон, причем дана возможность быстрой установки разнообразных приспособлений и визиров на разные фокусные расстояния добавочных объективов. Камера цельнометаллическая, оклеенная кожей. Приспособления и объективы к ней предполагаются к выпуску в продажу отдельно." 2 июля 1941 года Андраник Константинович был мобилизован на оборонные работы и погиб. Из статьи в журнале "ФОТОмагазин" 12"2000г. В фундаментальном справочнике "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, указаны два конструктора данной камеры. Кроме Иоаннисиани - А.А.Ворожбит. На основании информации, любезно предоставленной мне сотрудниками ЛОМО, можно сделать вывод, что Александр Ворожбит разрабатывал лишь затвор камеры, а основным конструктором был Иоаннисиани. У меня создалось впечатление, что выпустив камеру, завод так и не решил проблемы расчета и производства оптики к ней. Судите сами, в качестве нормального объектива использован, предназначенный для дешевой бакелитовой клап-камеры ТУРИСТ, объектив Индустар-7 (хоть и в лучшем исполнении). За 4 года производства РЕПОРТРЕРа так и не была налажен выпуск сменной оптики. Не думаю, что виной всему война. Производство камеры прекращено в 1940 году и причины могут быть разными. Иногда кажется, что к массовому производству сложной фототехники и оптики советские заводы оказались готовыми (исключение - феномен ФЭДа) лишь после войны, когда было задействовано вывезенные из Германии оборудование, частично технологии и детали готовых изделий.




СМЕНА-СТЕРЕО Небольшая партия была выпущена в 1970 году. Объектив f4/40mm. Выдержки 1/15 - 1/250 сек.




F-21 Миниатюрная камера, выпущенная для нужд КГБ. На фото камера с маскирующей насадкой, имитирующей пуговицу. Выпускалась с 1951 года.




ФЭД № 180 000. У фирмы Leitz, например, известны первые владельцы всех камер с "круглыми" номерами. Так Лейка №500000 подарена господину Ernst Leitz II и находится сейчас в музее Leitz. Камера №750000 в 1955 году досталась гениальному Картье-Брессону, никогда не изменявшему Лейке. Лейку 1111111 в 1965 году получил Шеф-фотограф журнала "Look" - A.Rotstein; 980000 - President Eisenhower в 1960 году... Хорошо было бы проследить судьбу советских камер с "нолями".




ФЭД первой модели с трехзначным номером. Верхняя крышка оцинкована. На задней стенке отверстие с заглушкой для юстировки оптики. В дополнение к общеизвестной информации о истории ФЭДа следующая цитата из книги 1933 года "Карманный справочник по фотографии" доктора Э.Фогеля в редакции профессора Ю.К.Лауберта: Экспериментальной лабораторией украинской деткоммуны изготовлен аппарат типа "Лейка". Экспертиза, произведенная группой участников Менделеевского съезда, признала, что пленочные аппараты с щелевым затвором и объективами со светосилой F:3,5 "изготовлены целиком из отечественных материалов и задача конструирования и изготовления в серийном масштабе разрешена вполне хорошо" и что "объектив, впервые изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими специалистами".



ФКП 2-1 Эта камера устанавливалась на самолете для фиксации поражения целей. ФКП - "ФотоКиноПулемет" Хотелось бы знать, когда,сколько штук, на каком заводе и в каких годах было выпущено?



Экспонометр ЭП-4. Вообще-то я не собирался помещать экспонометры на этой странице, но ЭП-4, на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром. Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается практически во всей фото литературе 50 годов. О некоторых фото книгах на моей полке смотри на странице http://www.antique.boom.ru . Об экспонометрах постараюсь написать подробно на http://www.leica.boom.ru/photometry.htm



Камера Торгового дома Стеффенъ в С. Петербурге. Я считаю все камеры выпущенные и проданные российскими торговыми домами, как то Стеффен, Йосиф Покорный и др., вполне российскими камерами, даже если комплектующие к ним поставлялись из-за границы. Так например телевизор выпущенный в России, несмотря на японский кинескоп, будет считаться российским до тех пор, пока выпускается под отечественной маркой.



Фотоаппарат "АРФО-2" 9 х 12. Одинарное растяжение меха. Объектив "Перископ АРФО" 15 см. Вообще в описаниях камеры АРФО у уважаемых мною авторов имеет место изрядная путаница. Перископ упоминается с фокусным расстоянием 13,5 см, однако на камере стоит Перископ 15см; затвор на АРФО-3 описывается со скоростями 1/25 - 1/100, а на моей камере стоит импортный 1/2 - 1/100.



"АРФО - 3", формат - 9 х 12, объектив - Анастигмат АРФО 13,5 см, f - 1/4,5. Двойное растяжение меха.



"АРФО" 6 х 9 Тут все "как в книжках". Объектив "Анастигмат АРФО" 1:4,5 - F=12 см. №03991 Двойное растяжение меха. Хотя камер АРФО (производство московской артели "Фототруд" переименованной кажется в дальнейшем в Арфо) и было выпущено более 100000 шт., быстро достать их в коллекцию относительно сложно. Чем активней я стараюсь разобраться в истории российского и советского фотоаппаратостроения, тем больше неясностей и противоречий обнаруживаю. Так первым советским/российским объективом предлагают считать "Перископ", установленный на первых камерах ЭФТЭ в 1932 году, причем камера изготавливалась с 1929 года (Ю.Рышков, Краткая история советского фотоаппарата). Н.Я.Забабурин в своей книге "Портретная фотографическая оптика" пишет, что первые объективы ОРТАГОЗ выпущены ВООМПом в 1929 году, и там же сообщает, что уже в начале 20 века оптическим заводам "Фос" (фирма Александр Гринберг и Ко в Варшаве) выпущены первые русские фотографические объективы анастигматы, под наименованием "Планастигматы ФОС". Такого рода противоречий в небольшом списке литературы по истории русской/советской фототехники много. Так что разбираться в этой самой истории всем вместе нам предстоит основательно!




Камеры "Лилипут" и "Малютка". Симпатичные бакелитовые камеры, больше похожие на игрушку. "Лилипут" выпускался с 1937 по 1940 годы в нескольких модификациях: надпись впереди или сзади, бакелит разного цвета. Камера является копией фотоаппаратов Siga и Siga Extra, выпускавшихся в 1936 - 1938 годах. Фотоаппарат "Малютка" выпускался пару лет, начиная с 1939 года.



Репродукционная установка С-64 так и осталась бы в ряду других спец. камер, выпущенных советской "оборонкой", если бы не почти детективная история появления ее на рынке. Отдаленное сходство с Лейкой 250 "Reporter" дало толчок воображению московским "экспортерам" фотоаппаратов и была создана Легенда. Камера естественно отсоединялась от штатива и всех остальных "разоблачающих" деталей, получила кодовое имя "Елочка" и как русский "Reporter" в таком виде впаривалась доверчивым как дети иностранцам за четырехзначные суммы в конвертируемой американской валюте. Я свою купил приблизительно за 10% от первоначально запрошенной суммы, зато избавил продавца от необходимости разбирать установку. Кстати у меня по сей день остались самые теплые воспоминания о людях, положивших начало созданию в Москве, а от нее и во всей стране, рынка антикварных фотоаппаратов. Надеюсь еще найдется историк фотографии, который опишет и этих энергичных и талантливых людей, и это неповторимое время - фото-коллекционный Клондайк 80 - 90 годов прошлого столетия




Считается, что камеры ФК форматом 13х18 см выпускались на "ГОМЗ", мастерскими "Кубуч", Ленинградским фототехникумом, и на Харьковской фотофабрике. Куда отнести в этом случае "Опытные кино-фото производственные мастерские. СОЮЗКИНО. Ленинград", изготовившие имеющуюся у меня камеру? Вполне может быть, что это синоним одной из вышеперечисленных организаций. Какой именно?



Если об объективе Стефана Дубинского из Киева (http://leica.boom.ru/OldLens.htm) мы могли только предполагать, что он изготовлен специально по заказу фотографа, то на этой линзе прямо указано: «Изготовлено для Анатолия Вернера из Харькова». То есть можно утверждать, что практика заказа российскими фотографами камер и оптики прямо от изготовителя была общепринята.



Камера МОМЕНТ. Считается копией фотоаппарата POLAROID 95, выпущенного в 1948 году. МОМЕНТ - первая советская камера одноступенчатого процесса. Пара таких камер у меня есть, много больше мне встречалось и почти все они были в идеальном состоянии. Скорее всего особенно попользоваться ими владельцем не удалось: то ли пленки не продавали, то ли фотографии на ней не получались, а может быть просто аккуратным людям достались… Вы наверное заметили, что я представляю камеры не системно. Не описываю также, как правило, технические данные камер и объективов. Я вообще не ставил себе целью показать всю историю русской/советской фото-промышленности. Это уже блестящим образом сделано на сайте Георгия Абрамова (ссылка на главной странице). Просто несколько камер из моей коллекции и комментарии к ним в достаточно свободной форме.




ФОТОН - вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус - пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому МОМЕНТУ. В классической книге "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: "ФОТОН", "ФОТОН - М", "ФОТОН - 2" и "ФОТОН - 3". Всех четырех мне собрать не удалось.




ФотоСнайпер ГОИ №1585. Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были. Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году, сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским "гробиком" и годом выпуска.



В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать "Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию "Мinox Gmbh wetzlar". За два года они существенно улучшили характеристики аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих. Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал в Швейцарию, где стал "свободным художником" (конструктором). 4 сентября 1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит концерну "Лейка", который продолжает выпускать все новые модификации легендарного фотоаппарата. История "Минокса" увлекательна и поучительна. (Данный текст найден на странице: http://www.infonet.ee/~dd/18-1.html без подписи).



Стереокомплекты к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий - специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры. Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и видоискателя.



Приставка к микроскопу МФН-1. Кадр 6х9, плоские кассеты, выпуск 1949 года. №0277.




Приставка к микроскопу МФН-12 №700278 производства ЛОМО. Выпущена в 1970 году. Продавалась в фанерном ящике. В комплект к приставке входили: камера Зоркий 4, цветные и серые фильтры, сменные окуляры, удлинительный тубус.



На фото линейка объективов и принадлежности, которые выпускались к довоенному ФЭДу. 1 - ФЭД 3,5/50мм MACRO (съемка в масштабе 1/2, не сопряжен с дальномером) 2 - ФЭД 6,3/100мм (четыре линзы склеенные а два компонента) 3 - ФЭД 2/50мм (шестилинзовый анастигмат) 4 - ФЭД 4,5/28мм 5 - ФЭД ФЭД 3,5/50мм (Выпускались двух типов, с разной разбивкой шкалы расстояний) 6 - ФЭД Угловой видоискатель 7 - ФЭД Автоспуск 8 - ФЭД Видоискатель 100мм Отсутствуют на фото следующие принадлежности к ФЭДу: Рамочный универсальный видоискатель (28,50,100мм); Экспонометр селеновый (круглый); Масляный автоспуск; насадочные линзы; светофильтры желтые №1,№2,№3,№4; Шаблон для подрезки концов пленки; увеличители У-0, У-100, У-200. Выпущена была так же небольшая партия объективов 100мм с обозначением светосилы 1/5,9. Однако при такой светосиле объектив не покрывал резко весь кадр, вследствие чего было принято решение снизить светосилу до 1/6,3.




ТСВВС - одна из самых загадочных советских камер. Я даже не уверен, что ее правильно называют. Табличка с дарственной надписью гласит: "Полковнику Максимову ЛК за долгую и безупречную службу в частях ВТС С.А. от Начальника В.Т.С. 9 декабря 1957 г." Отсюда возникает неожиданное предположение, что название камеры следует читать по кругу, как собственно и было принято в России, и звучать оно, быть может, должно не ТСВВС, от Топографическая Служба Военно Воздушных Сил, а ВТСВС? Кто теперь знает!? Камера представляет собой странный гибрид корпуса типа Лейка/ФЭД и объектива Зоннар с цейсовским байонетом. Выпускалась кажется в Харькове, на заводе ФЭД. Появление данной камеры можно предположительно объяснить тем, что в руки военных попала партия трофейных Зоннаров и возникла идея создать особо качественную камеру. Если ФЭД-С называли "командирским", то данную камеру уже "генеральской". И судя по тому, что мой экземпляр вручили через 7 лет после изготовления, раздавать маленькую партию престижных камер не спешили.




Зенит 7 - довольно редкая камера. Всего было изготовлено чуть больше 3000 шт. Я различаю 3 модели данной камеры: точно такого дизайна, как на этом фото, но с автоспуском и двумя синхроконтактами, затем такие, как эта моя камера, и наконец камеры, где "Зенит 7" написано на черном щитке над объективом. Объектив Гелиос 44-7 2/58мм. Крепление объектива - резьба 42х1. При этом вкручивается объектив не прямо в камеру, а в переходник М42/байонет. В паспорте к камере указано, что в комплект входили так же переходник на М39 и удлинительное кольцо с байонетным креплением. Номер моей камеры 6901590, объектива - 001466.




Я не раз спрашивал себя: Отчего ФЭД-Зоркий, а не просто Зоркий? Ответ пришел сам собой, когда в одной из старых книг увидел фотографию камеры ФЭД, под которой было подписано "Лейка". Конечно же, все первые ФЭДы были "нашими Лейками", а первые Зоркие -"красногорскими ФЭДами". Как до сих пор все копировальные машины - Ксероксы. Традиция! Выпущено этих фотоаппаратов около 5500 шт., так что мой - №5436 - один из последних. В известной мне литературе ФЭД-Зоркий 1949 года не упомянут.

Германия дала нам марки Leica, Zeiss, Voiglander и Rollei. В Швеции есть Hasselblad. В Японии - Canon, Nikon, Pentax, Sony и Olympus. Если вы фотограф, вам известны эти марки. Скорее всего, у вас есть камера или линзы одного или нескольких из этих производителей. Но в мире камер есть и темная лошадка: Россия и бывшие страны Советского союза производили и производят хорошие камеры. Интригующе! Эта продукция может принести невероятную пользу.

В этом уроке я приведу краткую историю камер, опишу главные доступные сейчас марки, а также расскажу об объективах.

Фотография ниже сделана на фотоаппарат Зоркий 4К. Не волнуйтесь, я расскажу ниже, что это такое.

Краткая история

Сперва я уточню, что слово «российский» я использую для обозначения всего разнообразия камер, производившихся в России и СССР, а затем в странах бывшего СССР после его распада в 1991 году. Слово это использую для удобства, не вдаваясь в большие подробности.

Итак, большая часть производства российских камер появилась после Второй Мировой Войны. Германия - центр производства фототехники - раскололась на части. Одна из них была под контролем России. Множество немецких компаний принудили отказаться от своих патентов и разработок. Поэтому в России начали производить копии известных немецких камер или их аналоги. Некоторые из них были великолепны, другие - наоборот, из-за недостаточного контроля качества.

Преимущества знакомства с российскими камерами

Первое, что заметно на рынке этих камер, что в первую очередь привлекает в них - это цена. Они невероятно доступны. Камера марки Leica 1960 года может стоить 600$, Зоркий или ФЭД того же периода - 80$. То же относится и к объективам.

Сначала я хотел приобрести камеру с дальномером, но Leica, Contax, Zeiss и даже новая Voigtlander очень дороги. Поискав в интернете, я наткнулся на широкий выбор камер, о которых я раньше даже не слышал. Так началось мое знакомство российской фототехникой.

Я всегда ищу пользу и выгоду. Хочу заявить: некоторые из российских фотоаппаратов - лучшие в мире! Фотография, представленная ниже, сделана с помощью Ломо ЛК-А.

Марки

Существует множество типов и марок российских камер и объективов. Все они - пленочные. Но продолжайте читать, любители цифровых технологий. Многие люди пользуются объективами из России с адаптерами для своих цифровых камер, потому что объективы эти уникальны.

Помните: марка - не то же самое, что производитель. Несколько марок, которые я приведу ниже, произведены одним предприятием. Иногда одно предприятие производит только одну марку.

Зенит

Зенит - 35 миллиметровая SLR камера; о Зените слышали многие. Зенит производится на Красногорском Механическом заводе имени С.А.Зверева, как и некоторые другие марки, о которых я расскажу. Позже эта марка перешла к БелОМО. Информацию о ней трудно найти на английском, но купить продукцию можно.

Старые Зениты очень тяжелые и очень просто сделаны. В России большое внимание уделяют простоте ремонта, предпочитая ее первоначальному качеству. Не могу говорить за всех, но, по моему мнению, надежность многих камер представляет большую проблему. У Зенита много вариантов, самый известный - Зенит Е, произведен в 12 миллионах экземпляров. Позже для Зенита использовали крепление для объективов Pentax-E.

Зоркий

Зоркий, особенно модель 4К - мой любимая камера из России. Классический дизайн и очевидная высокая надежность делают Зоркий победителем в моем списке. Он также производился на КМЗ и изначально представлял собой непосредственную копию Leica II, вплоть до событий Второй Мировой Войны, о которых шла речь выше. Но Зоркий продолжали производить и разработали его собственные уникальные разновидности.

Как и Leica, Зоркий - это дальномерные камеры. Первые Зениты SLR были подобием Зоркого. Его больше не производят, но купить можно в интернете всего за 30$. При съемке слышен неповторимый звук из-за резинового затвора; большинство камер в то время были с тканевым затвором.

ФЭД

ФЭД - дальномерный фотоаппарат, также изначально бывший копией Leica II. Но у ФЭД было свое предприятие, производившее технику еще до начала Второй Мировой войны. История его очень интересна: основано оно было на территории современной Украины и в тридцатые годы двадцатого века производило ограниченную серию камер для секретных агентов Сталина.

У ФЭД и у Зоркого крепление для объектива М39, известное как резьбовое соединение Leica или LTM. Теоретически,и для ранних Leica, и для ФЭД, и для Зоркий подходят одни и те же объективы. Я говорю теоретически, так как контроль качества в СССР был настолько слабым, что иногда камера и объектив просто не подходили друг другу.

Москва

Москва - также продукция Красногорского Механического Завода. Москва отличается от вышеописанных фотоаппаратов, так как использует среднеформатную пленку. На такую камеру очень хорошо снимать, если пленка среднеформатная. Многие модели Москвы имеют дальномер и позволяют снять негатив размером 6х9см. Такой тип фолдинг-камеры был очень популярен, производили его многие компании, так появились знаменитые Zeiss Nettar и Kodak Autographic.

Самая большая проблема таких фотоаппаратов - мехи. Эта деталь очень хрупкая, независимо от производителя. Жара, влажность длительное использование портят их. Проверить на наличие дыр и потертостей мехов можно светом вспышки в темной комнате.

Москва - мобильный и легкий в использовании фотоаппарат, а некоторые фотографии в формате 6х9 см побьют своим разрешением многие цифровые камеры. Складная камера - моя любимая вещь для съемки на среднеформатную пленку.

Горизонт

Горизонт - один из немногих пленочных фотоаппаратов, умеющий делать то, что цифровые камеры только имитируют и делают это плохо. Горизонт - камера с вращающимся объективом, произведено много его моделей. Он делает панорамные фотографии: объектив вращается и сканирует кадр через щель. Результаты потрясающие.

Вариантов этой камеры больше 120, но КМЗ сейчас производит всего 2 модели. В США доступны Горизонт Компакт и Горизонт Перфект. Модели более старые сделаны из металла и имеют те же качества, как и другие камеры (преимущество простоты над качеством). Современные модели изготовлены из пластика, но более надежны.

ЛОМО

Предприятие ЛОМО пользовалось популярностью благодаря Ломографическому обществу, которое продавало большое разнообразие камер по всему миру. Предприятие ЛОМО все еще существует в Санкт-Петербурге, но производит в основном военное и медицинское оптическое оборудование.

Камеры марки Ломо, такие как ЛК-А, часто производились в Китае Ломографическим обществом, работающим близко с самим ЛОМО. Самые популярные камеры - Ломо Компакт-Автомат и Любитель, двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Обе модели производятся Ломографическим обществом.

Мне кажется, Ломо Компакт-Автомат - забавная, качественная и уникальная камера. С ее помощью можно добиться профессиональных результатов, но почти полностью пластмассовая конструкция немного пугает.

Киев

Киев - марка фотоаппаратов, производившихся объединением «Арсенал» в Киеве, Украина. Это объединение просуществовало 245 лет, пока тихо не закрылось в 2008 году. Камеры и объективы до сих пор продаются через старого дистрибьютора, но, похоже, это старые запасы, а не производство новых.

Существуют три важных модели фотоаппаратов Киев. Первая - Киев-88, среднеформатный зеркальный фотоаппарат, смодулированный после первых Hasselblad. Киев-60 тоже среднеформатная зеркалка, но выглядит как большая традиционная зеркальная камера. Наконец, Киев-4 - 35-милиметровый дальномерный фотоаппарат, но это скорее копия Contax, чем копия Leica.

«Киев» производил много других 35-миллиметровых зеркальных фотоаппаратов с дальномерами. Киев-88 особенно страдает от недостаточного контроля качества и часто продается компаниями предварительно отремонтированным за 500$. Говорят, фотоаппараты марки Киев изготавливались как предварительно собранные модели, над которыми еще нужно было хорошо поработать: это не те готовые изделия для потребителей прямо из коробки, к которым мы привыкли.

Объективы

Существует очень много российских объективов. Почти каждое предприятие в России, производившее камеры, производило и собственные объективы. Хотя ими пользуются в основном поклонники фотопленки, объективы со специальными адаптерами покупают и для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Низкая цена и часто превосходное качество объективов делают их чудесной альтернативой тратам на дорогие аналоги.

КМЗ производил объективы Юпитер для своих дальномерных фотоаппаратов, самые известные - Юпитер 8 (50мм f/2). Также для Зенита существовали объективы Гелиос, самый невероятный из них - Гелиос 40 (85мм f/1.5). ФЭД делал Индустар. Индустар 22/50, разборный объектив, держащий марку перед соперниками.

Наконец, киевский «Арсенал» производил Арсат. Их 35миллиметровый f/2.8 шифт-объектив - очень недорогая альтернатива современным шифт-объективам. Фотография ниже сделана с использованием Индустар.

Заключение

Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое. Но как любитель камер из России, прошу вас, не рассказывайте о них всем своим друзьям, чтобы они не бросились покупать и не подняли бы тем самым цены.

Фототехника в России производилась с совершенно другими приоритетами, нежели у большинства компаний. Найдите ту технику, которая будет работать, а это случается чаще, чем кажется - и она будет работать вечно.

Даже если вы откажетесь от пленки в пользу цифровых технологий, объективы - прекрасная идея, и, по доброй русской традиции, всегда можно взять дело в свои руки и отремонтировать их при поломке. Попробуйте!

Поделитесь публикацией

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.

© wegonnaplay.ru, 2024
Wegonnaplay - Игры каждый день